Законодательство в сфере медицинских осмотров

    Современное законодательство в сфере медицинских осмотров работников общеобразовательных организаций. В соответствии с п. 11.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», «все работники общеобразовательной организации проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. 

    Каждый работник общеобразовательной организации должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца».

    В соответствии с п. 19.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», «персонал дошкольных образовательных организаций проходит предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры, в установленном порядке».

    Данный порядок установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». На данный приказ ссылаются все работники медучреждений, занимающиеся медосмотрами сотрудников.

    Этим Приказом определено (Статья 6), что «Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя. Ответственность за качество проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагается на медицинскую организацию».

    Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н устанавливает Порядок проведения периодических осмотров. Так, Статьёй 19 определено, что «Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам».

    «Поименные списки составляются и утверждаются работодателем (его уполномоченным представителем) и не позднее чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра направляются работодателем в указанную медицинскую организацию» (Ст. 23).

    «Медицинская организация в 10-дневный срок с момента получения от работодателя поименного списка (но не позднее чем за 14 дней до согласованной с работодателем датой начала проведения периодического осмотра) на основании указанного поименного списка составляет календарный план проведения периодического осмотра» (Ст. 25).

    Приказ Минздравсоцразвития № 302н в Статье 4 уточняет, что «предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами», но не содержит никаких указаний – за чей счёт осуществляется финансирование процедуры периодических медицинских осмотров работников.

    Определение понятия «медицинский осмотр» дано в Статье 46 «Медицинские осмотры, диспансеризация» Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

    «1. Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

    1. Видами медицинских осмотров являются: …

    3) периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового, учебного процесса на состояние здоровья работников, учащихся, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, продолжению учебы».

    П. 4 Статьи 46 этого же закона указывает, что «Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации».

    В соответствии с п. 2 Статьи 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона».

    Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2014 г. № 1273 утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

    В рамках Программы бесплатно предоставляется первичная медико-санитарная помощь, которая «Включает в себя мероприятия по профилактике и диагностике и «оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара» (радел II Программы).

    В разделе III Программы указано, что «в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан осуществляются… профилактические медицинские осмотры и диспансеризация, в том числе взрослого населения в возрасте 18 лет и старше…»

    Раздел IV Программы «Базовая программа обязательного медицинского страхования» предусматривает, что в рамках базовой программы ОМС «осуществляются мероприятия по диспансеризации и профилактическим медицинским осмотрам отдельных категорий граждан, указанных в разделе III Программы».

    Из этого следует:

    а) профилактические медицинские осмотры и диспансеризация должны проводиться бесплатно, в рамках программы ОМС;

    б) но нет чёткого определения – что понимать под отдельными категориями граждан, так как раздел III Программы ссылается на раздел II, а раздел II на раздел III, содержа лишь предельно общее определение: «население в возрасте 18 лет и старше (работающие и неработающие граждане)»;

    в) пункт о том, что Программа предусматривает обязательные профилактические осмотры работников государственных учреждений отсутствует.

    Постановлением Правительства Москвы от 24 декабря 2013 г. № 892-ПП утверждена «Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

    П. 17 данного документа гласит: «В рамках Территориальной программы обеспечивается:

    1) проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров государственных гражданских служащих города Москвы, муниципальных служащих, работников государственных учреждений города Москвы и муниципальных учреждений; …»

     

    Таким образом, по состоянию на данный момент (до 25 декабря 2014 г.) процедура обязательного периодического осмотра сотрудников ГБОУ г. Москвы должна осуществляться бесплатно для государственного учреждения (ГБОУ) и его сотрудников.

    Однако, в п. г) Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2014 г. № 1273 «О Программе государственных гарантий…» органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано утвердить до 25 декабря 2014 г. новые территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

    Выводы:

    1. Действующий Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также нормативно-правовая база в части Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиНов) и Приказа Минздрава (Минздравсоцразвитя) (№ 302н) оперирует понятием «периодические медицинские осмотры». В наиболее свежем документе – Федеральной «Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» уже используется термины «профилактические медицинские осмотры», вместо «периодических», и «диспансеризация». Понятие «периодического медицинского осмотра» из этого документа исчезло.
    1. Таким образом, можно посчитать, что подзаконные акты – Постановления Правительства РФ и Правительства Москвы о госгарантиях бесплатного оказания гражданам медицинской помощи частично противоречат Федеральному закону, имеющему высшую юридическую силу.

    Более того, Статья 80 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает:

    «1. В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предоставляются:

    1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;…»

    А Статья 33 чётко указывает, что «первичная медико-санитарная помощь»… включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике».

    П. 3. Статьи 3 Федерального закона № 323-ФЗ гласит: «В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона».

    1. В случае, если в новой «Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2015 год» действующий сейчас пункт 17.1, гарантировавший бесплатность обязательных медосмотров для сотрудников ГБОУ, будет исключён, может возникнуть правовая коллизия по вопросу оплаты государственными бюджетными образовательными организациями профилактических медицинских осмотров сотрудников. Её разрешение может происходить по технологии прецедента или будет зависеть от взаимодействия и совместных решений Департаментов образования и здравоохранения города Москвы.
    1. Под диспансеризацией же теперь понимается следующее: «Диспансеризация взрослого населения проводится в рамках обязательного медицинского страхования 1 раз в 3 года в возрастные периоды, начиная с 21 года, включает в себя помимо универсального для всех возрастных групп пациентов набора исследований, методов углубленного обследования, предназначенных для раннего выявления наиболее вероятных для данного возраста и пола хронического неинфекционного заболевания (Приложение №7 к Постановлению Правительства Москвы от 24 декабря 2013 г. № 892-ПП).

    Дмитрий Васильев

    Добавить комментарий

    Защитный код
    Обновить

    Комментарии  

    0 #1 Алексей 01.02.2016 20:25
    Все правильно написано. В марте 2015 года в школах были большие трудности в организации плановых медицинских осмотров сотрудников.
    Цитировать

    РАЗМЕЩЕНИЕ БАННЕРОВ

    | Для лиц старше 16 лет

    -

    © Дмитрий Васильев 2016

    Шеф-редактор Ольга Васильева

    Использование, копирование, цитирование и размещение материалов портала разрешается при условии указания ссылки на сайт

    DMVV.RU ★ РОССИЯ И МИР ★

    Яндекс.Метрика
    Индекс цитирования