Сегодня мы приводим наиболее характерные данные исследований ведущих социологических служб России по таким темам как оценка состояния российской экономики, целостность страны, власть и бизнес, общество и власть, приватизация государственной собственности и социально-политическая устойчивость.
Ознакомление с ними позволит получить достаточно разностороннюю информацию о настроениях в российском обществе за последние годы в динамике.
Состояние российской экономики
Абсолютное большинство россиян оценивают сегодня ситуацию в российской экономике как плохую или удовлетворительную. Число считающих ситуацию хорошей в последние три года колеблется в пределах всего 3-5%.
Пиками негативных оценок, когда ответ «состояние российской экономики – плохое» преобладал над всеми остальными, были: период с октября 2002 по декабрь 2004 года (53-49%), март и апрель 2009 года (47 и 45%) и февраль 2010 года (44%).
Источник: Опрос «ФОМнибус»
По данным фонда «Общественное мнение», за время с июня 2010 по октябрь 2011 года число россиян, считающих, что состояние российской экономики за последний год практически не изменилось, осталось почти на том же уровне (47-48%).
Наибольшего значения этот показатель достигал в ноябре 2010 года (55%).
Зато тех, кто отмечает ухудшение состояния российской экономики, стало больше: с 22% в июне 2010 года до 27% в октябре 2011 года, а в феврале текущего года – 28% от числа опрошенных.
При этом количество людей, придерживающихся мнения, что экономическая ситуация в стране улучшилась, постепенно снижалось – с 18% в июне 2010 года до 12% в октябре 2011 года.
Сейчас всего 14% россиян полагают, что в ближайший год состояние российской экономики улучшится. 20% считают, что ситуация ухудшится. Не ждут никаких изменений 38%. При этом ещё в апреле текущего года оптимистов и пессимистов было поровну – по 16%. В июне 2010 года надеялись на улучшение ситуации в экономике 24%, ждали ухудшений 11%.
Целостность страны
По результатам опросов фонда «Общественное мнение» россияне весьма широко трактуют понятие «целостность страны». В их понимании это не только территориальная целостность, единство регионов и неизменность государственных границ, но и единство всех людей, всех населяющих страну народов, их сплочённость, «дружба», отсутствие «межнациональной розни», «когда все вместе и в беде, и в радости». Страна воспринимается целостной, когда нет «удельных князей», все властные структуры централизованы, когда все подчиняются «единому управлению и политике», существует «жёсткая вертикаль власти».
Несколько реже респонденты в качестве признаков целостности страны называют также мир в государстве, отсутствие локальных вооружённых конфликтов и региональных войн на её территории, наличие единой законодательной базы для всей страны, соблюдение законов всеми гражданами, стабильность и порядок, развитую устойчивую экономику, высокий уровень жизни людей. Довольно многие (примерно каждый шестой из числа опрошенных) заявляют, что сочли бы страну целостной только том в случае, если бы произошло «присоединение к России бывших союзных республик».
Большинство россиян (52%) считают, что в обществе существуют острые проблемы и противоречия, которые могут через какое-то время привести к распаду России. Только 27% опрошенных полагают, что подобных проблем нет. В числе главных взрывоопасных проблем респонденты называют социальное неравенство, региональные различия в уровне жизни населения, низкий уровень жизни в целом, безработицу, межнациональную рознь. Реже упоминаются властные амбиции региональных руководителей, коррумпированность чиновников и политиков, слабость федеральной власти, терроризм и преступность.
По мнению 58% россиян, помимо внутренних социально-экономических и политических проблем, которые могут стать предпосылками для распада страны, существуют и внешние факторы – определённые группы, силы, которые преднамеренно и целенаправленно добиваются распада России. Отрицают наличие таких сил лишь 13% опрошенных.
По вопросу реальной опасности распада нашей страны, а не предпосылок для такого развития событий, мнения россиян распределились следующим образом. 20% уверены, что сегодня такой угрозы не существует. 30% полагают, что угроза велика. 32% оценивают угрозу распада страны, как незначительную.
При этом, по мнению 32% опрошенных, угроза распада России за последние годы усилилась. 14% полагают, что она ослабла. 36% думают, что в данном отношении ничего не изменилось.
35% респондентов считают, что российские власти недооценивают эту угрозу. 25% говорят о том, что её масштабы оцениваются властями правильно. И лишь 8% заявляют, что она преувеличивается.
Власть и бизнес
На вопрос «Левада-Центра»: «Как Вы считаете, в какой мере власть сейчас «срослась» с крупным бизнесом – по сравнению с тем, что было в конце 90-х годов?» абсолютное большинство опрошенных в июле 2010 года дало крайне нелицеприятные для власти ответы.
30% считают, что власть срослась с крупным бизнесом в существенно большей мере, 29% – в несколько большей мере, 20% – в такой же мере. Лишь 7% уверены, что это произошло в несколько меньшей или существенно меньшей мере. Затруднились ответить 14%.
Исследование «Левада-Центра» на тему: «В какой мере контролируется государством деятельность создаваемых в последнее время государственных корпораций?» показало, что лишь 7% россиян считают госкорпорации полностью подконтрольными государству, 23% – подконтрольными в значительной мере. При этом 36% уверены, что деятельность госкорпораций контролируется государством в малой степени, а 18% считают, что они государством практически не контролируются. Затруднились ответить на этот вопрос 17%.
Интересна динамика изменения общественного мнения по отношению к деятельности российского бизнеса. Так, по последним данным, 40% россиян считают, что деятельность крупных российских бизнесменов и предпринимателей идёт сейчас России на пользу или, скорее, на пользу. А по мнению 42% опрошенных, эта деятельность идёт ей во вред. Таким образом, за период с середины 2007 года количество людей, считающих, что крупный бизнес действует во вред нашей стране, увеличилось на 2%, а имеющих противоположное мнение – сократилось на 4%.
Деятельность среднего и малого бизнеса в глазах россиян выглядит намного более позитивно. Как полезную для страны её оценивают 58% респондентов. Считают, что она идёт во вред России всего 21% опрошенных. При этом в течение последних нескольких лет данное соотношение почти не меняется. Существенно отличаются от нынешних лишь данные 2003 года. Тогда деятельность среднего и малого бизнеса оценивали как полезную для страны 63%, как вредную – 25%. Примечательно, что количество затруднившихся ответить на данный вопрос в 2003 году было почти на 10% меньше, чем в 2010-м.
«Деятельность крупных российских бизнесменов и предпринимателей идет сейчас в целом на пользу или во вред России?»
08.2003 |
08.2006 |
08.2007 |
07.2008 |
07.2010 |
|
Определенно на пользу |
9 |
9 |
8 |
8 |
7 |
Скорее, на пользу |
28 |
34 |
36 |
37 |
33 |
Скорее, во вред |
35 |
32 |
28 |
27 |
34 |
Определенно во вред |
16 |
12 |
12 |
11 |
8 |
Затруднились ответить |
12 |
13 |
16 |
17 |
18 |
Источник: Левада-Центр
«Как Вы считаете, деятельность среднего и малого российского бизнеса идет сейчас в целом на пользу или во вред России?»
|
08.2003 |
08.2006 |
08.2007 |
09.2009 |
08.2010 |
Определенно на пользу |
15 |
12 |
10 |
11 |
8 |
Скорее, на пользу |
48 |
51 |
49 |
50 |
50 |
Скорее, во вред |
18 |
17 |
16 |
17 |
18 |
Определенно во вред |
7 |
6 |
6 |
6 |
3 |
Затруднились ответить |
12 |
14 |
19 |
16 |
21 |
Источник: Левада-Центр
Налицо и рост негативных оценок поведения крупного бизнеса в такой сфере, как социальная ответственность. Вот как распределились ответы на вопрос:
«Изменились ли за последние 10 лет мера социальной ответственности крупного бизнеса за положение дел в стране, его готовность участвовать в решении проблем, стоящих перед Россией?»
|
10.2007 |
10.2010 |
Увеличилась |
22 |
17 |
Уменьшилась |
16 |
23 |
Не изменилась |
42 |
44 |
Затруднились ответить |
21 |
16 |
Источник: Левада-Центр
Большинство россиян также считают, что государство самоустранилось или недостаточно участвует в решении экономических проблем. Таковых в 2000 году было 67%, в 2010 – 61%. Достаточным участие государства в экономике России в 2010 году считали 23% опрошенных, для сравнения: в 2000 году – 13%.
Вот как в разные годы граждане России отвечали на вопрос:
«Как Вы считаете, степень участия государства в экономике России сейчас достаточна, недостаточна или слишком велика?»
|
08.2000 |
08.2001 |
08.2006 |
08.2009 |
10.2010 |
Достаточна |
13 |
17 |
22 |
24 |
23 |
Недостаточна |
67 |
62 |
58 |
59 |
61 |
Слишком велика |
3 |
3 |
5 |
3 |
5 |
Затруднились ответить |
17 |
19 |
15 |
14 |
12 |
Источник: Левада-Центр
Общество и власть
Опросы показывают неверие абсолютного большинства граждан нашей страны в способность влиять на принятие решений как на региональном и муниципальном, так и федеральном уровнях. Для России, как государства, объявившего себя социальным, это является весьма неблагоприятным признаком.
Лишь 2% респондентов в 2010 году (3% в 2006 году) выразили уверенность, что они определённо могут влиять на принятие решений в своем регионе, городе, районе. А 80% (75% в 2006 году) признаются, что у них такой возможности или, скорее всего, нет, или определённо нет. Причём, последних больше.
«Могут ли такие люди, как Вы, влиять на принятие решений в своём регионе, городе, районе?»
02.2006 |
02.2010 |
|
Определенно да |
3 |
2 |
В какой-то мере да |
21 |
16 |
Скорее, нет |
36 |
34 |
Определенно нет |
39 |
46 |
Затруднились ответить |
1 |
2 |
Источник: Левада-Центр
Аналогичная ситуация складывается и в оценке гражданами своей способности влиять на принятие государственных решений в стране. Также лишь 2% респондентов считают, что определённо могут влиять на принятие таких решений. А 85% (84% в 2006 году) отмечают, что у них такой возможности или, скорее всего, или определённо нет. Причем, последних также больше.
«Могут ли такие люди, как Вы, влиять на принятие государственных решений в стране?»
|
00.2006 |
00.2010 |
Определенно да |
2 |
2 |
В какой-то мере да |
13 |
12 |
Скорее, нет |
39 |
34 |
Определенно нет |
45 |
51 |
Затруднились ответить |
1 |
1 |
Источник: Левада-Центр
Тем не менее, уровень доверия институтам власти по-прежнему остаётся относительно высоким и стабильным. Так, по данным опроса фонда «Общественное мнение» Государственной думе РФ по состоянию на 9 октября 2011 года доверяют 27% россиян (28% – в марте 2010 года, 31% – в ноябре 2010 года, 35% – в марте 2011 года). Не доверяют Государственной думе РФ 48% (46% – в марте 2010 года, 47% – в ноябре 2010 года, 44% – в марте 2011 года).
Совету Федерации, по данным ФОМ, по состоянию на 25 сентября 2011 года доверяют 32% россиян (33% – в апреле 2010 года, 27% – в ноябре 2010 года, 28% – в марте 2011 года). Не доверяют 29% (27% – в апреле 2010 года, 26% – в ноябре 2010 года, 34% – в марте 2011 года).
Правительству РФ по состоянию на 2 октября 2011 года доверяют 42% опрошенных в рамках данного исследования ФОМ (48% – в марте 2010 года, 51% – в ноябре 2010 года, 45% – в апреле 2011 года). Не доверяют Правительству РФ 39% (32% – в марте 2010 года, 26% – в ноябре 2010 года, 35% – в апреле 2011 года). Лишь в июне 2011 года, единственный раз за период с начала 2010 года, количество не доверяющих Правительству (40%) превысило число выразивших ему доверие (38%).
Приватизация государственной собственности
Больной точкой в общественном сознании по-прежнему остаются результаты приватизации госсобственности в 1990-х годах. Это один из редких примеров той ситуации, когда время не лечит. Количество согласных принять результаты этой приватизации такими, как они есть, в 2000 году составляло 7%, в 2010 году – 8%, лишь единожды (в 2004 году) таковых было зафиксировано 15%, и это максимум за всё время наблюдений (2000-2010 гг.).
Остаётся примерно одинаковым за всё время наблюдений число считающих, что результаты приватизации нужно пересмотреть лишь в тех случаях, когда предприятия стали хуже работать (от 18 до 21%).
Весьма показательным является другой факт. Количество желающих полностью пересмотреть результаты приватизации госсобственности неуклонно снижается – с 38% в 2000 году до 22% в 2010 году. Зато число россиян, считающих, что надо пересмотреть результаты приватизации в отношении крупнейших предприятий/важнейших отраслей экономики постепенно растёт – с 24% в 2000 году до 36% в 2010 году.
В целом по результатам опроса 2010 года получается, что против пересмотра итогов приватизации выступает всего 8% населения, за (в той или иной степени) – 78%. Не имеют точки зрения по этой теме 14%.
Вот как распределились в различные годы ответы на вопрос:
С какой из следующих точек зрения в отношении приватизации государственной собственности в 1991-1999 годах Вы бы скорее всего согласились?
|
02.2000 |
07.2003 |
11.2004 |
11.2005 |
11.2006 |
08.2007 |
08.2010 |
Принять результаты приватизации такими, как они есть |
7 |
12 |
15 |
12 |
13 |
11 |
8 |
Пересмотреть результаты приватизации в тех случаях, когда предприятия стали хуже работать/хуже платить налоги/задерживать зарплату |
21 |
19 |
20 |
18 |
18 |
17 |
20 |
Пересмотреть результаты приватизации в отношении крупнейших предприятий/важнейших отраслей экономики |
24 |
23 |
26 |
29 |
26 |
28 |
36 |
Полностью пересмотреть результаты приватизации |
38 |
35 |
31 |
30 |
28 |
30 |
22 |
Затруднились ответить |
10 |
11 |
8 |
11 |
15 |
14 |
14 |
Источник: Левада-Центр
Социально-политическая устойчивость общества
По данным социологического мониторинга социально-политической устойчивости российского общества «Как живёшь, Россия?», проведённого под руководством д. соц. н. В. К. Левашова в Институте социально-политических исследований РАН в 1992–2011 годах, большинство социологических индикаторов социально-политической сферы за весь период наблюдений имеют устойчивое отрицательное значение и находятся в кризисной зоне развития.
Динамика интегрального индекса и индикаторов социально-политической устойчивости
По результатам исследования динамики интегрального индекса социально-политической устойчивости общества в России за последние 20 лет социологи ИСПИ РАН сделали достаточно неприятные выводы.
Во-первых, массовое отчуждение населения от проводимых реформ привело к тому, что большая часть российского общества определённо осознала проигрыш от их осуществления. Мировой экономический кризис, разразившийся в 2008 году и резко негативно повлиявший на материальное положение граждан, усилил и ускорил этот процесс.
Подавляющая часть населения не доверяет новым группам элиты: банкирам, крупным предпринимателям, олигархам, бюрократическому аппарату. Резко упало доверие к высшим должностным лицам госаппарата, полиции, всех правоохранительных органов. В начале 90-х годов возникло и продолжает действовать фундаментальное социально-политическое противоречие: государство своей политикой радикальных реформ противопоставляет себя обществу, а общество, исчерпав внутренние резервы выживания, не поддерживает социальную направленность проводимых реформ.
Во-вторых, большинство населения считают себя обманутыми государством в ходе приватизации. Этот фактор будет продолжать оказывать дестабилизирующее влияние на социально-политическую ситуацию в стране. Правительству не удалось выполнить главную политическую задачу реформ – создать в обществе устойчивую убеждённость в эффективности и справедливости проводимой политики преобразований. Мифы о «народной приватизации», «демократической России» и т. п., заложили основу будущих социально-политических потрясений. Практическая беспомощность государства перед лицом не меняющейся в лучшую сторону социальной ситуацией и вызванная безработицей, закрытием предприятий и массовым обнищанием люмпенизация населения на периферии разрушает социальную базу реформ и определяет их непопулярность.
В-третьих, в течение всего периода реформ продолжает развертываться процесс тотальной социально-политической отчуждённости, который складывается из двух потоков негативных явлений, «разрывающих» общество: социальной атомизации и политического отчуждения населения от власти.
По мнению большинства населения, увеличивается разрыв между бедными и богатыми, власти не заботятся о жизни простых людей, центр не проводит политику в интересах регионов, граждане не чувствуют себя участниками событий в стране и не могут на них влиять. Общество утрачивает социально-политическое единство. В стране подготовлена благоприятная социальная почва для сепаратистских настроений и политической регионализации, что в перспективе может привести к исчезновению Российской Федерации как независимого государства.
В-четвертых, политическая система общества в её нынешнем виде не удовлетворяет подавляющее большинство граждан. Авторитарные и олигархические механизмы власти вошли в противоречие с потребностью российского общества в проведении широких социальных реформ, которые можно осуществить только при задействовании высокой социальной мотивации населения в массовых демократических преобразованиях в центре и регионах.
Процесс отчуждения общества от власти привёл к качественным изменениям в доверии населения к исполнительной власти. Массовое отторжение населением антисоциальных в своей сути реформ было дополнено войной в Чечне и угрозами терроризма в различных регионах страны, которые стали катализаторами процесса отчуждения общества от государства и его институтов, в первую очередь, правоохранительных. Динамика социологических показателей политического доверия показывает, что в обществе продолжает развивается социально-политический и конституционно-институциональный кризис, разрешение которого невозможно без внесения коренных изменений в структуру власти и положение политических элит.
В-пятых, в обществе за годы либеральных реформ не создана сбалансированная система конструктивно функционирующих полнокровных политических партий и общественных организаций. В настоящее время только некоторые из них имеют более или менее развитую структуру в регионах, постоянный электорат и могут независимо от властных структур и институтов проводить массовые независимые конкурентные политические кампании. Уровень доверия населения к «партиям власти» по-прежнему остаётся низким. В складывающихся условиях возрастают шансы политического будущего у лидеров и партий, которые в своей деятельности реально оценивают результаты своих действий и ориентируются на социальные приоритеты, национальные интересы, то есть ценности устойчивого развития.
Тем не менее, несмотря на достаточно тревожные данные, приведённые в исследовании ИСПИ РАН, в нём также констатируется, что картина, которая сегодня сформировалась в массовом сознании, носит противоречивые черты. Эта тенденция проявляется и по результатам некоторых других социологических опросов, приведённых выше.
В. К. Левашов отмечает, что современное российское общество переживает кризис патриотизма как кризис системы социально-политических отношений граждан в своей стране. Социальная атомизация общества и кризис политической идентичности привели к деполитизации патриотических чувств, ориентаций, поведения, сведению их к «малому патриотизму», ограничивающемуся системой отношений в ближнем социальном окружении.
Суждения респондентов о жизни в стране характеризуются, с одной стороны, улучшением отношения к результатам проводимых реформ, а с другой – усилением настроений безысходности своего экономического и социального положения.
В сложившихся условиях жизни российские граждане испытывают дефицит проявления ценностей коллективизма, порядка, патриотизма, справедливости и нравственности.
Граждане и эксперты считают, что Россия должна найти свой путь развития. Судя по ответам, это должна быть конвергируемая между опытом социалистического и капиталистического развития модель. Во всяком случае, она была бы психологически комфортна для большинства россиян.
Граждане не склоняются к необходимости изменения административно-территориального деления страны. Медленно уменьшается число граждан, которые считают, что Россия обречена на распад, и растёт количество тех, кто верит, что она будет существовать в нынешних границах.
Процесс оздоровления социально-политического климата в стране продолжился, но оптимистические настроения в обществе не возобладали. Этому помешали, с одной стороны, экономический кризис, с другой – медленный или ничтожный у значительной части населения подъём уровня жизни. Два актуальных негативных фактора наложились на по-прежнему действующее неприятие (на уровне фундаментальных ценностей и установок) итогов приватизации и конфликтогенное в своей сути деление общества на бедных и богатых.
С этими особенностями социально-политической жизни российское общество входит в новый политический цикл, в котором у России сохраняется возможность выбора траектории устойчивого развития.
Дмитрий Васильев
«Региональная Россия», № 9, 2011, с. 62–67