День, который войдёт в историю. 30 сентября 2015 года

    30 сентября 2015 года Россия впервые за прошедшие 30 с лишним лет приняла воистину историческое решение, возвращающее её на мировую военно-политическую арену в качестве ключевого игрока.

     

    Было решено использовать контингент Вооружённых Сил (Воздушно-космические силы, в состав которых входят Военно-воздушные силы) за рубежом и нанести удары по международной террористической организации «Исламское государство» (ИГИЛ) в Сирии.

    Один этот день вместил столько событий, сколько в другой ситуации не произошло бы и за год. История стремительно ринулась вперёд, нагоняя упущенное время в надежде исправить ошибки, которые наделали люди, решившие поиграть в игрушки со средневековым зверством.

    Наша страна словно очнулась от летаргического сна, сбросила наваждение ложных тезисов и постулатов и разрушила оковы, много лет мешавшие смело, открыто и настойчиво отстаивать собственные интересы, защищаться от врагов, международных варваров, садистов и убийц, уничтожая их в их собственном логове.

    А развивались события этого дня так (опишу их вкратце для истории, ибо коротка память человеческая, а свидетельства очевидцев и факты иногда помогают её освежить).

    Реализация плана

    Всё началось с инициативы Владимира Путина. На основании пункта «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации он внёс в Совет Федерации предложение о принятии постановления о согласии на использование контингента Вооружённых Сил за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

    Утром 30 сентября члены Совета Федерации единогласно проголосовали за принятие такого Постановления.

    Руководитель Администрации Президента РФ Сергей Иванов сразу же пояснил, что речь идёт исключительно об использовании российских Военно-воздушных сил для поддержки правительственных войск Сирийской Арабской Республики в борьбе против ИГИЛ (организации, запрещённой на территории России).

    Днём Владимир Путин провёл совещание с членами Правительства о мерах по преодолению экономической рецессии в 2016 году. Отдельно обсуждалась ситуация в Сирии и вопросы борьбы с международным терроризмом.

    «Единственно верный путь борьбы с международным терроризмом, а в Сирии и на территории соседних с ней стран бесчинствуют именно банды международных террористов, это действовать на упреждение, бороться и уничтожать боевиков и террористов на уже захваченных ими территориях, не ждать, когда они придут в наш дом», – совершенно справедливо отметил Президент России.

    Так и хочется воскликнуть: «Наконец-то! Додумались! А раньше додуматься было нельзя?» Хотя, безусловно, понятно, что выбранная дата – как раз во время работы 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ОНН, оптимальна и удобна для решения огромного круга международных вопросов и снятия противоречий.

    Во второй половине дня 30 сентября российская авиация выполнила около 20 боевых вылетов в ходе операции в Сирии, нанеся первые удары по объектам «Исламского государства».

    Официальный представитель Министерства обороны России генерал-майор Игорь Конашенков сообщил: «Сегодня самолёты российских Воздушно-космических сил нанесли точечные удары по восьми объектам террористической группировки ИГИЛ на территории Сирийской Арабской Республики… Хочу подчеркнуть, что все удары наносились после проведения воздушной разведки и уточнения данных, полученных от штаба сирийской армии».

    Одновременно Управление пресс-службы и информации Министерства обороны РФ, которое возглавляет Игорь Конашенков, распространило следующую официальную информацию:

    «Самолёты ударной авиации, оснащённые современными комплексами поражения, нанесли удары по восьми объектам. Это склады оружия и боеприпасов, горюче-смазочных материалов, боевая техника, пункты управления, узлы связи, транспортные средства боевиков ИГИЛ.

    Все цели поражены. Такие объекты как командный пункт боевиков и штаб управления террористическими формированиями, находящимися в горной местности, уничтожены полностью.

    В настоящее время самолёты проходят техническое обслуживание и подготовку к выполнению полётов в соответствии с боевым заданием».

    А поздно вечером 30 сентября состоялась третья за четыре дня встреча главы МИД РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. По её итогам Сергей Лавров заявил, что позиция США по вопросу начала операции российских ВВС в Сирии сводится к следующему: «Если действительно Россия помогает бороться с ИГИЛ, то это приветствуется. Нужно договориться о том, чтобы не было непреднамеренных инцидентов, поскольку в небе над Сирией работает также авиация коалиции». Лавров и Керри договорились о контактах российских и американских военных по Сирии, а также о том, что главы внешнеполитических ведомств будут поддерживать постоянный контакт друг с другом.

    Подготовка

    Понятно, что 30 сентября случилось не внезапно. Подготовка шла заблаговременно. Тем более что такая многоплановая и широкомасштабная операция требовала реализации не только инженерных, военно-технических, кадровых и иных решений, но и активных внешнеполитических и дипломатических контактов с руководством множества заинтересованных стран.

    Вкратце, комплекс подготовительных мер выглядел так.

    В сентябре началась инженерная подготовка сирийского аэродрома «Хмеймим» близ портового города Латакия для принятия российской авиационной группы.

    Так, 14 сентября американская частная разведывательная компания Stratfor опубликовала спутниковые снимки авиабазы в Латакии, которые аналитики компании сочли доказательством развёртывания российской военной группировки. На фото видно, как в аэропорту возводятся две дополнительные площадки для вертолётов, а взлётно-посадочная полоса по всей длине расширяется. Также на снимках видны недавно построенные вышки и здания, которые, согласно докладу Stratfor, могут служить для размещения военнослужащих.

    Во второй половине сентября в Сирию действительно была переброшена полноценная смешанная авиагруппа Воздушно-космических сил (ВКС) РФ. По информации газеты «Коммерсант» со ссылкой на источник в органах оперативного военного управления от 1 октября 2015 года, она состоит из фронтовых бомбардировщиков Су-24М и Су-34, штурмовиков Су-25СМ и многоцелевых истребителей Су-30СМ, а также ударных вертолетов Ми-24 и многоцелевых Ми-8 из числа состоящих на вооружении ВКС РФ (http://www.kommersant.ru/doc/2821914).

    Здесь же приводятся данные о численности российской авиагруппы:

    Су-25СМ – 12 ед.
    Су-24М – 12 ед.
    Су-34 – 6 ед.
    Су-30СМ – 4 ед.

    Это превосходит мою оценку потребности в авиационных силах от 22 сентября, которую я дал в статье «Сколько нужно сил, чтобы подавить ИГИЛ». Я предлагал задействовать всего 12 единиц фронтовых истребителей-бомбардировщиков Су-34 («Защитник»). Правда, в том случае, когда в сирийской армии будут созданы 4 усиленные ударные бригады и оснащены следующим российским оружием:

    - Боевая машина поддержки танков БМПТ «Терминатор» (199 «Рамка») – 120 ед.
    - Боевая машина поддержки танков БМПТ-72 «Терминатор-2» – 120 ед.
    - Танк Т-90 («Владимир») в модификации Т-90АМ (СМ) – 120 ед.
    - Танк Т-80 – 120 ед.
    - Тяжелая огнемётная система ТОС-1 «Буратино» – 48 ед.
    - Тяжелая огнемётная система ТОС-1А «Солнцепёк» – 48 ед.
    - Реактивная система залпового огня калибра 300 мм 9К58 «Смерч» – 48 ед.
    - Реактивная система залпового огня калибра 220 мм 9К57 «Ураган» – 48 ед.
    - Самоходная 152-мм гаубица 2С19 «Мста-С» – 72 ед.
    - Противотанковая пушка 100-мм 2А29 МТ-12 «Рапира» – 72 ед.
    - Боевая машина противотанкового комплекса 9п148 ПТРК «Конкурс» – 72 ед.
    - Миномёт 120-мм 2С12 «Сани» – 54 ед.
    - Автоматический миномёт 82-мм «Василёк» – 54 ед.
    - Самоходный зенитный ракетный комплекс 9К33М3 «Оса-АКМ» – 36 ед.
    - Самоходный комплекс ПВО 96К6 «Панцирь-С1» – 36 ед.
    - Самоходный комплекс ПВО 9К35 «Стрела-10» – 36 ед.

    Поскольку таких поставок пока нет, вполне логично, что поддерживающая наземные части сирийской армии российская авиагруппа насчитывает на сегодняшний день минимум 34 боевые машины. Хотя в дальнейшем было бы логично использовать хотя бы частично и силы флота на Каспии и в Средиземноморье для нанесения ракетных ударов по террористам.

    О планах начать военную операцию в Сирии Россия официально предупредила зарубежных партнёров, направив соответствующие уведомления, в частности, руководству США, Великобритании, Турции, Израиля, Индии, Китая и ряда других стран.

    Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху по всей видимости, был дополнительно проинформирован о намерениях российской стороны в ходе его визита в Москву 21 сентября. Не случайно в состав израильской делегации были включены начальник генерального штаба, главы военной разведки и совета национальной безопасности Израиля, которые, в силу занимаемых должностей, не часто покидают эту страну.

    Аналогично соответствующую дополнительную информацию от Владимира Путина получил и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе его визита в Москву 23 сентября. Весьма показательно, что через день после окончания визита турецкий президент, снискавший себе «славу» чуть ли не самого непримиримого врага Башара Асада и покровителя салафитской оппозиции, признался: «Мы договорились (в Москве – Д.В.), чтобы министры иностранных дел Соединённых Штатов, России и Турции провели совместную работу. Если Саудовская Аравия и Иран примут её результаты, мы продолжим работу уже в формате пяти. Потом можно будет выйти на новый уровень, подключив к процессу Европейский Союз, Иорданию и Катар. Процесс может идти без Асада, но в переходный период – и с Асадом». (http://www.hurriyet.com.tr/gundem/30152323.asp)

    Понятно, что совершенно не случайно 25 сентября, в то время как президент США Барак Обама приветствовал в Белом доме Председателя КНР Си Цзиньпина и говорил о дружбе между этими двумя странами, китайский авианосец «Ляонин» (Liaoning-CV-16), сопровождаемый ракетным крейсером, пришвартовался в сирийском порту Тартус. Напомню, что в Тартусе находится база ВМФ России (пункт материально-технического обеспечения ВМФ).

    Китайский авианосец прошел через Суэцкий канал 22 сентября, один день спустя после встречи в Москве Президента России Владимира Путина и израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху.

    Его прибытие в Тартус резко изменило всю стратегическую ситуацию, окружающую сирийский конфликт, поскольку в дело вмешались Россия и Китай при поддержке Ирана. По имеющейся информации, китайский авианосец прибыл в Тартус без самолётов. Самолёты и вертолёты должны появиться на его взлётной палубе чуть позже – прилетев из Китая через Иран или доставленные гигантскими российскими транспортниками через иранское и иракское воздушные пространства.

    По данным из открытых источников, КНР собирается направить в Сирию эскадрилью истребителей J-15 Flying Shark, часть из них будет базироваться на авианосце, остальные – на авиабазе «Хмеймим» под Латакией. Китайцы также развернут противолодочные вертолеты Z-18F и вертолёты дальнего обнаружения Z-18J. Кроме того, для обеспечения охраны своих военных объектов Пекин отправит, по меньшей мере, 1000 морских пехотинцев.

    28 сентября Президент России Владимир Путин выступил со стратегической речью на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

    В ночь на 28–29 сентября по московскому времени Владимир Путин провёл переговоры с Бараком Обамой, где известил его о предстоящих действиях России.

    29 сентября Владимир Путин, вернувшись домой, провёл оперативное совещание с постоянными членами Совета Безопасности РФ, обсудив «вопросы борьбы с терроризмом и экстремизмом».

    29 сентября вечером была организована новая линия связи между Пентагоном и Генштабом ВС РФ для координации действий и предотвращения недопонимания.

    К утру 30 сентября российское ударное крыло отдельной авиагруппы ВКС России в «Хмеймиме» было полностью готово к боевому применению, цели разведаны и уточнены, а согласование операции с сирийскими, американскими и турецкими военными завершено.

    Плюсы и минусы

    Начало и продолжение авиаударов Воздушно-космических сил России по международным террористам «Исламского государства» несёт множество плюсов для нашей страны. Мы наконец-то перестали «жевать сопли» ((с) В.В. Путин) и высказывать устами уставшего МИДа очередную обеспокоенность в 2547-й раз, на которую всем было плевать. Мало ли кто чем-то там обеспокоен.

    В числе положительных моментов назову следующие:

    • Рост международного авторитета Российской Федерации;
    • Усиление переговорной позиции России по важнейшим проблемам современных международных отношений, а также эффективности российской дипломатии;
    • Рост авторитета Президента России, её Вооружённых сил, силовых министерств и ведомств внутри страны, консолидация граждан Российской Федерации;
    • Закрепление и усиление присутствия России (военного, политического, дипломатического, и что самое важное – экономического) на Ближнем Востоке и в бассейне Средиземного моря;
    • Благотворное влияние на разрешение вооружённого конфликта на территории Донецкой и Луганской народных республик. Не случайно именно вечером 30 сентября были подписаны соглашения об отводе с линии соприкосновения с ДНР и ЛНР орудий калибром менее 100 мм;
    • Экономический рост в России, к которому всегда приводит усиление военно-политического и дипломатического влияния. Это закон жизни или, если хотите, – аксиома. Объясняется тем, что сильных, решительных и справедливых уважают, а значит, хотят иметь с ними дело;
    • Демонстрация мощи и потенциала современных боевых машин российской авиации, что в дальнейшем позволит увеличить экспортный потенциал ОПК России и заключить новые контракты на поставку и обслуживание;
    • Раскол в рядах ИГИЛ, поскольку значительная часть системы военной организации террористов управляется офицерами бывшей армии Саддама Хусейна, окончившими советские высшие военные училища. А у них, несмотря на все особенности, несколько иное отношение к России, чем у террористов, прибывших в ИГИЛ из Великобритании или Франции.

    Но есть и минусы.

    Безусловно, несмотря на всё вышеизложенное, нельзя поддаваться эйфории и шапкозакидательским настроениям. Враг силён, территориально распределён и опасен. Радует, что и у руководства Вооружённых Сил России, и у органов, занимающихся безопасностью нашей страны и её граждан, сегодня есть чёткое понимание трёх реальных угроз, появившихся в связи с началом операции ВКС РФ против ИГИЛ.

    Первая. В силу появления снаружи гигантского, немыслимого за прошедшие 30 лет, информационного повода – резкая активизация «пятой колонны» и антироссийской пропаганды изнутри страны: «Эхо Москвы», «Дождь», «Новая газета», «Московская правда» и множество интернет-ресурсов, которыми владеют враги России, одновременно являющиеся её гражданами, хотя проводят остаток жизни в США.

    Вторая. Теоретическая возможность ситуации, при которой один или несколько наших самолётов будут сбиты или потеряны над территорией противника в силу других причин (например, технических). Это вызовет необходимость проведения спасательной операции силами спецназначения. И потенциально может привести к началу, а затем и эскалации наземных боестолкновений подразделений ВС РФ с террористами ИГИЛ, что крайне нежелательно. Так как у операции – другая цель.

    Третья. Объективное возрастание террористической угрозы внутри нашей страны. Здесь требуется срочный комплекс мер: от наращивания эффективности работы ФСБ и МВД РФ «на земле» до введения визового режима с Турцией и жёсткого усиления пограничного контроля всех прибывающих (включая граждан) на территорию России из-за рубежа. Можно воспользоваться опытом Израиля.

    По-хорошему было бы оптимально провести совместно с нашими партнёрами по коалиции и партнёрами США по коалиции ещё одни переговоры с руководством Турции. И в определённом дипломатическом смысле «додавить» её с тем, чтобы (несмотря на вопрос курдов, с которыми тоже можно договориться) границы этой страны с Сирией и Ираком были взяты под жесточайший контроль, а торговля сырой нефтью с ИГИЛ была прекращена.

    Возможно, что эффективным вариантом решения этой задачи будет привлечение сил стран НАТО, из числа входящих в американскую коалицию, на южных границах Турции. Что может обеспечить границу «на замке».

    И последнее на сегодня.

    Хочется выразить уверенность, что либерастирующей общественности и представляющему её интересы экономическому блоку в правительстве Дмитрия Медведева (рука не поднимается назвать его Правительством России) в этот раз не удастся заставить Президента и прогрессивные силы нашей страны сделать два шага назад после шага вперёд.

    Дмитрий Васильев

    Добавить комментарий

    РАЗМЕЩЕНИЕ БАННЕРОВ

    | Для лиц старше 16 лет

    -

    © Дмитрий Васильев 2016

    Шеф-редактор Ольга Васильева

    Использование, копирование, цитирование и размещение материалов портала разрешается при условии указания ссылки на сайт

    DMVV.RU ★ РОССИЯ И МИР ★

    Яндекс.Метрика
    Индекс цитирования