Патриотизм прививается с детства

    Московский детский сад № 2232 – обычное государственное бюджетное образовательное учреждение в Южном административном округе Москвы. Небольшое здание, построенное в 1977 году, стандартное финансирование, традиционная очередь желающих отдать сюда детей. В принципе, ничего необычного или интересного. За исключением одного – здесь работают люди, которым искренне нравится дело, которым они занимаются.

    Если посмотреть на уровень зарплат – это как минимум странно. Но если учесть, что не всё в нашем мире можно оценить деньгами, значит, есть и другие мотивы у этих людей…

    Заставить любить невозможно

    Фраза одного известного в узких кругах полковника: «Я вас заставлю Родину любить», – это ложь и глупость в одном флаконе. Нельзя заставить любить. Невозможно заставить, чтобы что-то понравилось. Это касается не только взрослых. Детей особенно. Это касается и вновь актуальной сегодня темы патриотического воспитания. Любовь и уважение к Отечеству, гордость за свою страну, которые по сути и есть патриотизм, не могут быть слепыми. Ибо патриот – это не фанатик.

    Воспитание патриотизма – это сложный многофакторный процесс, объединяющий информационные, эстетические, культурно-познавательные и духовно-развивающие методы работы и взаимодействия с детьми. Любая фальшь или попытки формального подхода здесь способны дать обратный результат – дети чувствуют их мгновенно.

    В детском саду, о современном опыте работы которого в сфере патриотического воспитания наш сегодняшний рассказ, это прекрасно понимают.

    Помимо давно ставших традиционными в данном аспекте встреч с ветеранами, здесь патриотическое воспитание детей осуществляется через изучение истории и культуры нашей страны, творческое использование фольклора как эффективного средства нравственно-патриотического воспитания, проведение интегрированных занятий, расширяющих кругозор дошкольников, пробуждающих и развивающих их патриотические чувства.

    Безусловно, встречи с ветеранами войны и труда, проводящиеся к празднику Дня Победы, также интересны детям. Ветераны в доступной форме рассказывают о тяжёлых годах войны, сражениях, работе женщин в тылу. Эта информация, полученная из первых уст, остаётся в детской памяти надолго, если не навсегда.

    Тем не менее, дети есть дети, и занятия, проводимые в игровой форме, естественно, вызывают у них больший интерес. Например, в ходе занятия «Давайте, люди, об этом не забудем…», посвящённому Дню Победы, дети непосредственно в нём участвуют: отвечают на вопросы, поют песни, рисуют, самостоятельно формулируют качества, которыми должен обладать воин-защитник и т. д. В результате дошкольники не только получают новые знания об истории родной страны и её героическом прошлом, но и развивают в себе патриотические чувства: сострадание, сопереживание, уважительное отношение к людям, защищавшим нашу Родину, и гордость за них, а также учатся в рисунках передавать свои впечатления от полученных знаний.

    Важно и то, что занятия на патриотическую тему – это не некие разовые мероприятия: практически каждому из них предшествует существенная подготовительная работа с детьми. Так, в случае с занятием для детей пяти-шести лет «Что мы Родиной зовём?» это: разучивание стихов русских поэтов о Родине и российской природе, чтение произведений русских писателей о России, народе, родном городе; изучение изображений флагов и гербов страны, города и района, прослушивание музыкальных произведений патриотического характера.

    В результате дети не только закрепляют знания о нашей стране, городе Москве, в котором они живут, но и продолжают формировать представления о том, что наша страна – Россия, и в ней много городов и сёл, систематизируют свои знания о символике государства. С любовью и интересом начинают относиться к произведениям русских поэтов, художников и композиторов.

    В ходе самого же занятия дошкольники слушают гимн России, песни и стихотворения о стране, учатся отвечать на вопросы: «Что такое Родина для каждого из вас?», о флаге и гербе России и Москвы и другие, используя точный, выразительный словарь. А затем делают аппликацию «Кремль» – вырезают из цветной бумаги и наклеивают на плотную основу фрагменты кремлёвской стены с флагом, после чего выкладывают все аппликации в единую кремлёвскую стену. Получается красиво и грандиозно.

    По мнению заведующей детским садом № 2232 Лидии Николаевны Гольниковой, именно такое сочетание различных форм и методов патриотической работы с детьми обеспечивает наилучший результат, позволяет формировать разносторонне развитую, нравственную личность.

    А старший воспитатель Ольга Леонидовна Васильева отмечает, что наибольший педагогический эффект дают интегрированные занятия, включающие различные образовательные области, а также занятия с участием не только детей, но и их родителей, позволяющие взрослым почувствовать важность совместной деятельности с ребёнком.

    Ольга Леонидовна работает в должности старшего воспитателя всего несколько лет, но именно с её приходом патриотическое воспитание, наряду с сохранением физического и психического здоровья детей и экологическим воспитанием, стало одним из основных направлений работы детского сада.

    Вряд ли это совпадение или случайность. Отец Ольги – полковник Леонид Максимович Комлык, ушедший из жизни в 2005 году, был кадровым офицером Советской армии, получившим первое военное образование в Полтавском высшем военном командном училище связи. А после развала Союза служил в вооружённых силах Республики Беларусь, представлял эту дружественную России страну в Штабе по координации военного сотрудничества стран СНГ в Москве.

    Педагогическое отступление в лирических тонах

    Дети, особенно дошкольного возраста, как губка, – они впитывают всё, что преподносит им окружающий мир. Делают свои предсказуемые и непредсказуемые выводы, а потом, повзрослев, возвращают переработанную информацию миру. Возвращают своими помыслами, устремлениями и делами. Уже маленькому человечку очень важны не только мать и отец, но и самоидентификация, идентификация места и времени – кто он, откуда, где родился и живёт. Ему жизненно необходимы примеры для гордости, для подражания, на основе которых формируется уверенная в себе, устойчивая, разносторонне развития личность.

    К сожалению, мы получили уже целое поколение 90-х годов прошлого века, выросшее в условиях, когда нашу страну бросало из крайности в крайность, словно дырявую лодку в штормовом океане. Из этого «без роду, без племени» вряд ли получатся объединители народов или защитники Отечества. Основной их штамп «Эта страна!» мешает им жить! И действительно, трудно жить в стране, которую не ощущаешь своей по духу, ментальной связи, истории. Это поколение, которое уверено, что Ленин призывал не захватывать телевидение, так как размещал там свои рекламные ролики, а территория Азербайджана граничит с Московской областью.

    Сегодня государство снова возвращается к истокам, отдав себе отчёт в том, что без патриотически настроенных граждан у него нет будущего, и даже свои наёмники лучше и надёжнее, чем чужие.

    Когда интересно, красиво и правдиво

    Чтобы занятия были не только исторически правдивыми, но и интересными для детей, от педагогов требуется сочетание профессионализма и энтузиазма. Ведь ни материалами, ни костюмами, ни готовым реквизитом для проведения занятий никто не обеспечивает. В ДОУ № 2232 такие энтузиасты есть. В первую очередь музыкальный руководитель – Елена Эдуардовна Крюковская. Человек, как он ней отзываются коллеги: «Ну очень творческий». Она пишет сценарии праздников и тематических занятий, шьёт костюмы, строит макеты, рисует, делает декорации и т. д. и т. п. Так, для занятия «Мастерами славится земля» требовалось не только оформить зал в стиле народной ярмарки – предметами народного декоративно-прикладного искусства России: хохлома, городец, дымковская, филимоновские игрушки, гжель, вологодские кружева, павловские платки, но и одеть всех участников в русские народные костюмы. Все костюмы, ростовые куклы, матрёшки для детей и прочий реквизит музыкальный руководитель изготовила, сшила и нарисовала сама. А для этого понадобилось не только изучить историю русского костюма и соблюсти тщательность кроя, а также ручного выполнения, но и затратить собственные финансовые ресурсы, которые никто не компенсирует. И так Елена работает из месяца в месяц, из года в год. Вот такие прекрасные женщины есть в русских «селениях».

    Патриотизм подразумевает знание, понимание и уважение истории своей страны и её народа. В этой связи особенно важным и полезным мне представляется ознакомление детей с такими темами, как «Семейные обычаи на Руси», «Традиции русской семьи», в том числе с историей русского быта, традициями и обрядами, существовавшими на Руси. В результате дошкольники расширяют свои представления о старинных семейных обычаях, закрепляют знания старинных русских имён, обогащают словарный запас существительными: оберег, колыбелька, лапти, чугунок, сундук и прилагательными: старинный, деревянный, расписной, узорчатый. Одновременно воспитываются уважение и интерес к обычаям старины и русскому фольклору.

    При подготовке к такому занятию с ребятами проводятся русские народные игры и беседы по ознакомлению с окружающим миром: «Я и моё имя», «Предметы русской старины», «Русская изба». А на самом занятии дети совместно с родителями и музыкальным руководителем изготавливают куклу-оберег, которую затем кладут в люльку к новорождённому ребёнку (кукле). Знакомятся с устройством русской избы, предметами быта: деревянной посудой, горшками, сундуками, люлькой, корытом, а также с русской народной одеждой и обувью. Родители поют народные песни и слушают колыбельные, а дети исполняют русские народные потешки.

    Важным средством патриотического воспитания дошкольников является знакомство с родным городом. Знакомясь с Москвой, её достопримечательностями, дети учатся осознавать себя живущими в определённый временной период, в конкретных этнокультурных условиях и в то же время приобщаются к богатствам национальной и мировой культуры. При этом успешность развития ребёнка пяти-семи лет при знакомстве с родным городом становится возможной только при условии его активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

    С учётом этих особенностей в ДОУ № 2232 старшим воспитателем Ольгой Васильевой разработан и планово проводится цикл занятий: «Москва спортивная», «Москва театральная», «По улицам Москвы». Это программы разного содержания для разных возрастов, но всегда с творческим подходом. Так, для детей пяти и шести лет разработаны и проводятся виртуальные поездки по Москве с изучением памятников истории и архитектуры, таких как Кремль, Исторический музей, Собор Василия Блаженного (Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву), Большой театр, Цирк на проспекте Вернадского, Поклонная гора. Согласно «виртуальной» остановке на экскурсии дети смотрят на большом экране короткие видеосюжеты, делятся впечатлениями, поют и танцуют.

    Подводя итог сказанному, отмечу, что работа современного дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач. В первую очередь это воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому и воспитание уважения к труду.

    Это первые базовые кирпичики, на основе которых затем у детей развивается интерес к русским народным традициям и промыслам, расширяются представления о городах России и знания о символах государства (гербе, гимне, флаге), формируется чувство ответственности и гордости за достижения страны.

    Именно поэтому в процессе занятий и досугов по теме патриотического воспитания дошкольники изучают природу и географию страны, особенности её климата, богатство животного и растительного мира. Не обходится без фольклора и сказок – дети сами участвуют в театрализованной деятельности и инсценируют для младших дошкольников русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» и другие.

    О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа сказано немало, поскольку именно обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем не только с уважением и интересом относиться к наследию, созданному предыдущими поколениями, но и преумножить его.

    Возвращаясь к началу, отмечу, что наша страна удивительна главным свои богатством – людьми, для которых самое важное – не деньги и оценка, а счастливые глаза ребёнка и искренний детский смех.

    Дмитрий Васильев
    «Воинское Братство», № 1 (74), 2012, с. 94–98

    Добавить комментарий

    Комментарии  

    +2 #1 Алексей 05.02.2016 17:48
    Формировать патриотизм, значит учить любить Родину. Одного малыша спросили. Что такое Малая Родина. Малыш ответил:"Моя Малая Родина - это наша дача!"С чего начинается Родина? С картинки
    в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе, а может она начинается с той песни, что пела нам мать..." С любимой вопитальницы, с любимого деского сада...
    Цитировать

    РАЗМЕЩЕНИЕ БАННЕРОВ

    | Для лиц старше 16 лет

    -

    © Дмитрий Васильев 2016

    Шеф-редактор Ольга Васильева

    Использование, копирование, цитирование и размещение материалов портала разрешается при условии указания ссылки на сайт

    DMVV.RU ★ РОССИЯ И МИР ★

    Яндекс.Метрика
    Индекс цитирования