Игры как средство патриотического воспитания

    Анализ ситуации, в которой происходит развитие личности детей младшего и среднего школьного возраста в Российской Федерации, формирование их патриотического самосознания, показал наличие трёх ключевых проблем.

    ПАК ДА Т-60 

    Первая – собственно патриотическое воспитание ведётся сегодня не системно, не соблюдается принцип непрерывности и постоянности (как правило, всё ограничивается праздничными мероприятиями к определенным датам).

    Вторая – медиапространство (телевидение, печатные издания, Интернет) чрезмерно искажено, в нём до сих пор преобладает западная продукция и, соответственно, господствует западная (по преимуществу американская) идеология. По сути произошла информационно-психологическая экспансия, сформировавшая проблему информационной идентичности подрастающего поколения, что уже представляет угрозу ментальности нации.

    Третья – игрушки и игры, как детский инструментарий познания окружающего мира, также сегодня представлены в основном западными прототипами, пусть и изготовленными, как правило, в Китае (американские «супергерои», роботы-трансформеры, машинки-«Тачки», конструкторы «Лего», космические мутанты и т.д. и т.п.). Российских же игрушек очень мало. В последнее время наблюдается тенденция появления на рынке игрушек российских производителей, например из дерева, однако этого крайне недостаточно.

    Особое беспокойство вызывает резкий дисбаланс в медиасреде между продукцией российского и западного производства, ориентированной на детей. Так, исследование медиапредпочтений современных детей в возрасте 7-10 лет показало, что из общей массы предлагаемой сегодня этой аудитории анимационной теле-, кино-, видеопродукции и сопутствующих ей товаров (печатных изданий и игрушек) наибольшей популярностью пользуются именно западные (в основном американские) проекты: «Тачки-2», «Бен-10 – инопланетная сверхсила», «Трансформеры», «Супергерои», «Мстители». Российские конкуренты: «Маша и медведь», «Смешарики», «Фиксики», «Барбоскины» также востребованы данной аудиторией, но имеют заметно меньшую популярность (хотя и имеющую тенденцию к росту), поскольку, во-первых не создают героического ореола, имиджа всепобеждающей силы, эмоциональное приобщение к которым необходимо современным детям, во-вторых, практически не представлены или очень слабо представлены в виде игрушек, которые необходимы детям для развития.

    В этой ситуации совершенно логичным является насыщение медиапространства, в котором растут и развиваются наши дети, содержанием российского производства в количестве и с качеством, достаточными для того, чтобы нейтрализовать идущий с Запада поток медийного контента, ориентированного на детей.

    Успех данного мероприятия может быть обеспечен только при условии сочетания двух системных факторов:

    1. При разработке содержания нужно учитывать особенности современного поколения российских детей.
    2. Необходим выпуск комплексной продукции по всей продуктовой линейке: мультфильм, периодические и непериодические печатные издания с героями мультфильма (включая раскраски, книжки-загадки, наклейки и т.д.), игрушки с героями мультфильма, компьютерные игры, детские продукты питания и прочие товары для детей.

    При разработке концепции, стиля и персонажей анимационной и сопутствующей продукции целесообразно провести на базе нескольких пилотных образовательных комплексов опрос-задание среди школьников разных возрастов.

    Тема опроса-задания: «Нарисуйте героя (героев) мультфильма, который живет в России, про чьи приключения вам было бы интересно смотреть мультсериалы, читать журналы и комиксы. Как вы себе его представляете? Как его зовут? Расскажите о его характере, свойствах и особенностях. Чем он занимается? Есть ли у него помощники?»

    Опрос предполагается провести с 1-го по 8-й класс включительно с учетом дифференциации предпочтений по возрастным группам.

    Необходимо также осуществить ряд комплексных анимационно-медийно-издательских проектов. В качестве одного из таких «многофункциональных комплексов» можно предложить, например, проект «Самолетики».

    Практика показывает, что наибольшим успехом у современных детей пользуются западные анимационные фильмы, в которых одушевляются различные машины, механизмы и т.д. Тем не менее, родоначальником этой идеи, по всей видимости, был советский мультфильм «Паровозик из Ромашкова». В отличие от западной традиции, предлагается концептуально смешанный вариант сюжета мультсериала «Самолётики», в котором присутствуют и пилоты – герои мультфильма, и одушевленные, наделенные человеческими чертами, самолёты.

    Замысел и краткое описание идеи сценария

    На одном из аэродромов в Центральной России живут «самолётики»: пассажирские, транспортные, малой авиации, спортивные, военные истребители и бомбардировщики и вертолеты. У каждого самолётика есть свой пилот. Самолётики, как и их пилоты, обладают собственными характеристиками, у каждого из них есть имя, своя история жизни и путь на этот аэродром. При этом самолётики общаются только друг с другом, а пилоты – только между собой, прямого общения между человеком и его летающим другом не происходит, хотя они понимают и уважают друг друга.

    Ключевой сюжетной линией являются подвиги и приключения истребителей и их пилотов. Все остальные сюжетные линии являются второстепенно-вспомогательными. Главные герои мультфильма – три пилота и три их крылатые машины. Всего в звене – шесть истребителей. Внешний вид самолетов-истребителей – фантастический, но с чётким обозначением российской принадлежности: изображением флага России на хвостовом оперении и красных звезд на крыльях. Это истребители восьмого поколения, умеющие летать в космосе и под водой, становиться невидимыми, набирать гиперзвуковую скорость, обладающие фантастическим вооружением, включая лазерное, импульсное и т.д. При этом у каждой из машин звена истребителей есть своя характерная особенность, в том числе в предпочтительном использовании того или иного вида оружия.

    Герои-истребители борются со злом , угрожающим России и планете в целом: террористами, природными катаклизмами (смерчами, ураганами), астероидами, метеоритами, агрессивными инопланетными существами и т.д.

    Одновременно с выходом первых пилотных серий мультфильма «Самолётики» запускается в печать детский ежемесячный познавательно-развлекательный журнал «Самолётики», содержащий комиксы, логические игры, загадки, описание летающих машин на доступном для детей уровне, наклейки и пр.; выпускается серия игрушек с персонажами «Самолётиков», DVD с первой частью показанных серий и компьютерные игры.

    Цель комплексного воздействия – создать моду на мультсериал и его героев у детей в возрасте от 5 до 15 лет.

    Реализация комплексного проекта вроде «Самолётиков» и последующих медиапроектов аналогичного типа создаст в нашей стране соответствующую медиасреду, которая позволит успешно формировать и воспитывать патриотическое самосознание у детей младшего и среднего школьного возраста и нейтрализовать воздействие западной идеологии на детские умы.

    «Высший пилотаж» во влиянии на умонастроения общества, и в первую очередь – подрастающего поколения, заключается не в отдаче грозных приказов и распоряжений, а в незаметном воздействии на сознание и мировосприятие человека.

    Ольга Васильева, Дмитрий Васильев

    Добавить комментарий

    Комментарии  

    +2 #3 Владимир Романихин 26.02.2016 12:13
    Мой внук смотрит только отечественные мультфильмы, мы следим, но их, действительно, мало. Идею про "Самолетики" одобряют. Но пилотировать их должны красивые молодые мужчины в красивой форме. А главными героями должны быть их дети, мальчик и девочка, девочка очень переживает за отца, а мальчик, чтобы успокоить её, находит общий язык с одушивленными самолётами, они и рассказывают детям о героических подвигах отцов, ну, и приверают, конечно.
    Цитировать
    +3 #2 Елена Голубева 16.02.2016 06:27
    Самолётики - это для мальчишек. А девочкам? ЧТО можно предложить девочкам в противовес всяким "Винкс" и прочим феям?
    Цитировать
    +3 #1 Olesya Alexseevna Al 16.02.2016 06:23
    Супер!
    Цитировать

    РАЗМЕЩЕНИЕ БАННЕРОВ

    | Для лиц старше 16 лет

    -

    © Дмитрий Васильев 2016

    Шеф-редактор Ольга Васильева

    Использование, копирование, цитирование и размещение материалов портала разрешается при условии указания ссылки на сайт

    DMVV.RU ★ РОССИЯ И МИР ★

    Яндекс.Метрика
    Индекс цитирования