Брянская трагедия. Последний сеанс

    55 лет назад, в субботу 25 апреля 1959 года в 22 часа 33 минуты, во время последнего сеанса в одном из самых популярных кинотеатров города Брянска обрушился потолок. В результате трагедии в кинотеатре «Октябрь» по официальным данным погибло 47 человек, 107 было ранено. По свидетельствам очевидцев событий, погибших и пострадавших было намного больше.

    Об этой трагедии до сих пор мало кто знает. В Советском Союзе было не принято широко информировать население об авариях и катастрофах, хотя виновные или назначенные виновными, безусловно, получали по заслугам. Я не берусь судить – хорошо это или плохо, но факт остаётся фактом. 

    В тот день, 25 апреля, в кинотеатре «Октябрь» на дневном сеансе показывали документальный фильм «Будни украинского колхоза». А вечером – «Сороку-воровку», драму, снятую по одноимённому произведению А.И. Герцена. Понятно, что в споре за зрителя с «буднями колхоза» она имела несомненное преимущество.

    Билеты на вечерний сеанс были распроданы все, даже на приставные места. В зрительном зале находилось более пятисот человек. Очевидцы вспоминают эпизод, которого не было в повести Герцена. Старый князь Скалинский домогается взаимности от юной крепостной актрисы. Та подводит старика к зеркалу и говорит: «Посмотри на себя, князь». В повести Скалинский набрасывается на девушку с кулаками. В фильме он тростью разбивает зеркало. До конца фильма оставалось всего 16 минут...

    Когда князь ударил тростью по зеркалу, на белом полотне экрана вдруг появилась какая-то пыль, и будто дробью ударили то ли по потолку, то ли по крыше. Многие потом говорили, что сначала подумали: так и должно быть, наверное, это с кино связано. Но тут сверху посыпалась труха, однако экран не потух. А затем рухнула огромная балка, ещё одна – деревянные балки падали вниз, ломаясь как спички, потом упала огромная люстра.

    В считанные секунды зал погрузился в темноту. Мгновение тишины, и со всех концов зрительного зала послышался не крик и не стон, а какой-то нечеловеческий вой. Люди начали метаться в панике, не понимая – что произошло, и не зная – что делать.

    Потом говорили, что огромная люстра пробила пол и «ушла» в подвал. Это неправда. Как и то, что на крыше стояли какие-то «моторы – репродукторы», и от резонанса звука удара по зеркалу не выдержал потолок.

    Как свидетельствуют очевидцы, в 22 ч 33 мин потолок стал ползти и оседать, начиная от киноэкрана, увлекая одну балку за другой. Причём он упал не плашмя, а боком. Где-то балка рухнула в ряд (девятый–десятый) и кусками побила многих насмерть или покалечила. Где-то обломки потолка упали на колонны и на спинки стульев-кресел. Кресла были мощные, привинченные всем рядом к полу, что сообщило этой конструкции значительную жёсткость.

    Эти кресла и спасли десятки людей – тех, кто успел согнуться, спрятаться. Но вместе с мусором, опилками и кусками штукатурки большая часть зала оказалась засыпана чёрной шлаковой пылью. Некоторые люди задохнулись в этой пыли. Оказалось, что для утепления потолок при строительстве был засыпан полуметровым слоем шлака.

    Из представителей официальной власти к кинотеатру первым прибыл живший на той же улице первый секретарь Советского райкома Федор Александрович Костин. Узнав у совершенно растерявшегося директора кинотеатра, что никаких действий ещё не предпринято, Костин позвонил в воинскую часть и вызвал военных. По сигналу тревоги местной противовоздушной обороны (МПВО), решающей в то время вопросы и гражданской обороны, подняли всех врачей в городе. Тут стоит пояснить – что такое сигнал тревоги ГО в то время. Тогда в каждом доме были радиоточки. Все военнообязанные (в их число входили и врачи) должны были иметь эти радиоточки постоянно включенными. Через радиоточки из штаба МПВО (ГО) подавались сигналы тревоги и инструкции для дальнейших действий. Для всего остального населения сигналы тревоги подавались с помощью сирен, установленных на крупных промышленных объектах. Услышав эти сигналы, жители обязаны были включить радио.

    Та ночь была страшной. Мёртвых и раненых доставали из-под обломков кинотеатра до самого рассвета. В больницы пострадавших доставляли не только машины скорой помощи, но и таксисты, пожарные, и немногочисленные владельцы частных автомобилей. Обезумевшие от горя люди разыскивали своих родственников. Опытные врачи вспоминают, что никогда им не доводилось наблюдать такого кошмара: бесконечным конвейером приносили людей с разбитыми руками, ногами, лицами. Хирурги сутками не покидали своих рабочих мест.

    Траур объявлен не был. Не был составлен и полный официальный список погибших. В июне 1959 года в Москву, в ЦК КПСС, была представлена секретная справка. Согласно ей сорок четыре человека погибло сразу, трое умерли позже в больнице. Хоронили жертв трагедии в течение нескольких дней. Хоронили без музыки, лишь два духовых оркестра встречали процессии возле кладбища. На похоронах присутствовало очень много людей. Пытаясь выяснить точное число погибших, считали гробы. Утверждают, что их было гораздо больше сорока семи. Многие очевидцы сходятся во мнении, что в кинотеатре погибло не менее двухсот пятидесяти человек, однако ни подтвердить, ни опровергнуть это сегодня уже невозможно.

    Случившееся в тот вечер в кинотеатре так или иначе затронуло многих жителей Брянска. Каждый из брянцев мог оказаться на том злополучном сеансе, потому что в те годы по популярности с кинотеатрами в плане проведения досуга мог конкурировать разве что каток, да и то только зимой. Кто-то из горожан собирался пойти в тот вечер в кино, но по каким-то причинам передумал, кому-то не хватило билетов, кто-то поменял билеты на другой сеанс, у кого-то там были родственники, друзья или знакомые.

    После трагедии кинотеатр быстро отстроили заново. Все перекрытия сделали металлическими, люстру вешать не стали. 21 мая 1960 года в газетах вновь появились объявления о кинорепертуаре «Октября». Но построенное изначально на слабых грунтах здание постепенно снова стало давать трещины. В 2001 году здание кинотеатра было снесено, а на его месте был построен молодёжный центр «Сити Холл».

    Два года назад газета «Брянский проект» (№ 8, 2012) опубликовала воспоминания о том трагическом вечере. Вот что рассказал, например, Владимир Пилипейко, г. Брянск: «Очень интересным было задание облисполкома по установлению причин разрушения кинотеатра «Октябрь», того самого, что во время демонстрации кинофильма «Сорока-воровка» обрушился. Тогда погибло много людей. Мы тоже хотели попасть на тот сеанс, но не хватило билетов...

    Но после восстановления он снова стал аварийным. Вот мне со товарищи и надлежало определить причину. Конструкции крыши и стен были в нормальном состоянии, только стены наклоняются и есть угроза повторения аварии. В чём дело? Почему стены расходятся? Мы расположились в вестибюле за большим столом и стали выдумывать протокол осмотра здания. Но причины аварийности мы не обнаружили. Я, как председатель комиссии, заявил: «Пока не найдем причину – никто из этого здания не выйдет!» Кто-то поправил: «Живыми не выйдет». Стало очень тихо за нашим столом. И вдруг я услышал шум. Этот шум шел из-под пола. Позвонили в котельную и спросили кочегара, как часто приходится добавлять воду в котел? Кочегар сказал, что воду подаёт в котёл постоянно. Вот тут и разгадка была. Проржавевшие трубы в подвале здания пропускали горячую воду, которая постоянно подтапливала фундамент, да и грунты здесь слабые, просадочные...»

    Причины трагедии

    Кто же виноват в этой чудовищной трагедии и каковы её причины? Поначалу выдвигались версии о террористическом акте и диверсии пленных немцев, строивших кинотеатр. Но всё оказалось намного банальней.

    Конструкции здания держались «на честном слове». По легенде своим существованием кинотеатр был обязан самому товарищу Сталину. Якобы, узнав, что жители Брянска смотрят кино в помещении столовой, вождь распорядился построить в городе кинотеатр. На самом деле инициатива строительства принадлежала первому секретарю обкома партии Александру Николаевичу Егорову. Он выпросил деньги у Маленкова. Деньги выделили, но с условием освоить за полгода. Почему назывался именно такой срок, никто не знает.

    В заключении комиссии по расследованию причин катастрофы говорится, что «...трагический случай явился следствием преступно халатного отношения к качеству строительных работ и эксплуатации кинотеатра».

    Двенадцатиметровая портальная балка была сбита из досок гвоздями. Под тяжестью огромной люстры она стала провисать. Балку привязали к находящейся над ней деревянной ферме. Но конструкция эта долго не выдержала, балка лопнула и лавиной потянула за собой весь потолок.

    В городе начались массовые проверки всех учреждений культуры. Многие партийные функционеры и ответственные работники потеряли свои должности. Кого-то исключили из партии. Даже председатель облисполкома Дадонов получил выговор.

    Но этих мер при такой страшной трагедии было недостаточно. Кто-то должен был предстать перед судом и понести уголовную ответственность. И такого человека нашли. Им стал директор кинотеатра Дмитрий Панков. Хотя вина его в этой катастрофе была минимальной. Как выяснилось позже, именно Панков долгие месяцы обивал пороги вышестоящих инстанций с заявлениями о плачевном состоянии здания кинотеатра. Говорил о том, что по ночам в зрительном зале слышен треск, предупреждал о возможных последствиях. До катастрофы его никто не слушал, а после трагедии сделали крайним. Дело в отношении Панкова за неимением в его действиях состава преступления было прекращено в 1960 году постановлением пленума Верховного Суда СССР.

    А вот что пишет об этой страшной трегедии Григорий Перлин в своей книге «Время строить»:

    «В тот апрельский вечер мы отправились в кинотеатр «Октябрь» на последний сеанс. Шла «Сорока-воровка». Возле кинотеатра нас должен был встретить мой приятель Валера Казанский с билетами.

    До сих пор не понимаю, почему мы не встретились. Постояли, не дождались, махнули рукой и отправились гулять. Гуляли долго, потом я пошел провожать Нину домой, а жила она в Фокинском районе, на Ковшовке. Назад шёл пешком, домой заявился около двух часов ночи. Дома была тишина. Я решил, что все спят, обрадовался, что не будут ругать за позднее возвращение, и спокойно улёгся спать. А проснулся от того, что меня трясли за плечи, обнимали, целовали отец и мать.

    – Сынок! Живой! – приговаривали они, ощупывая мои руки и ноги.

    Оказалось, что в тот вечер во время сеанса в кинотеатре обрушился потолок. Родители бросились меня искать. Поднятые по тревоге солдаты Брянского гарнизона, врачи, милиция бросились на помощь пострадавшим. Растаскивали завалы, увозили раненых и погибших. Сколько их было, не знаю до сих пор.

    А Валера Казанский, как потом выяснилось, в кино всё-таки пошел. Спасло его то, что он сидел в последних рядах, а главный удар пришёлся на середину зала.

    Что же произошло с «Октябрём»? Многие годы после трагедии мы не знали ничего о её причинах. И лишь недавно они стали известны. Приведу здесь слова очевидца и непосредственного участника расследования случившегося – ветерана органов госбезопасности Тихона Онькова.

    – Это случилось в субботу в 22 часа 50 минут 25 апреля 1959 года. Я только что пришёл с работы. Зазвонил телефон – говорит дежурный УКГБ. Разрушен кинотеатр «Октябрь» во время сеанса. Погибло много людей. Начальник Управления приказал срочно явиться на место происшествия.

    Бегу... В городе темно. Почему-то нет освещения центральной части района. На подходе к кинотеатру остановили милиционеры. Показываю удостоверение. Возле чёрной глыбы кинотеатра, точнее, того, что от него осталось, громадная толпа. Крики, плач, стоны, команды пожарных, начавших разборку завала. Из ближайшей воинской части вызвали солдат. Они сдерживали напор сотен людей, помогали пожарным разбирать завал...

    Прибегающие люди пытались пробиться ближе к месту ужасной трагедии, искали своих родных и близких, выкрикивая их имена и фамилии. И всё это – под светом фар пожарных машин и прожекторов. Здесь уже находилось начальство – первый секретарь обкома партии Петухов, прокурор области Кукарский, начальник УКГБ Дубинин. Он представил меня Кукарскому: «Займется расследованием Оньков». При свете фонаря прокурор написал постановление о возбуждении уголовного дела, и я принял его к своему производству.

    Областные начальники были убеждены, что трагедия есть не что иное, как результат подрывной деятельности спецслужб США и их союзников. Усиливалась эта версия тем, что страшное ЧП произошло в преддверии праздника 1 мая. Ведь «Голос Америки» уже утром сообщил, что в Брянске разрушен кинотеатр и там погибло много людей.

    В тот критический момент многое зависело от строгого соблюдения чекистами принципов законности, объективности при проведении следственных действий. Ведь со стороны руководства области и особенно потерпевших и их родственников были требования строго наказать виновных. Руководство, впрочем, уже приняло свои меры. Были сняты с должностей и исключены из партии десять человек, а директор «Октября» Панков попал под суд.

    В первые же часы работы на месте происшествия мы, не мешая разбору завалов и спасению людей, путём кратких, порой на ходу, бесед с находившимися в зале кинотеатра людьми выясняли, не было ли взрывов, запаха горючих или взрывчатых материалов.

    Никаких признаков совершения диверсии очевидцами не было замечено. Впоследствии мы, помимо допросов свидетелей, провели комплексную техническую экспертизу с участием пожарных, строителей и других специалистов. Из Ленинграда вызвали автора проекта кинотеатра архитектора Зеленина. И тогда выяснилось следующее.

    «Октябрь» строили в 1947 году пленные немцы. Курировал строительство секретарь обкома партии Егоров, бывший партизан. Когда Зеленин приехал в Брянск, кинотеатр уже строился. Был заложен фундамент, началась кладка стен. Архитектор обратил внимание Егорова на серьёзные нарушения, отступления от проекта. Фундамент углублен в землю на полметра меньше, стены кладут тоньше на кирпич. Егоров в ответ сослался на недостаток стройматериалов и попросил архитектора не вмешиваться и вообще удалиться. Тогда Зеленин потребовал справку о том, что в его участии в строительстве не нуждаются и ответственность за возможные последствия берут на себя. Эту справку Зеленин предъявил следствию.

    Таким образом, было достоверно установлено, что произошло саморазрушение здания, простоявшего всего 12 лет. Причинами были отступления от проекта при строительстве и использование малопригодных материалов. Например, для потолочных балок использовались не брусья, а сложенный в пучки и стянутый проволокой горбыль. Потолок был засыпан шлаком, и такая конструкция не выдержала его тяжести. На стенах постоянно появлялись глубокие трещины, которые заштукатуривали.

    Так что причиной трагедии стали халатность и извечная надежда на «авось»...»

    Подводя итог сказанному, нельзя не отметить, что причиной брянской трагедии стала не только трагическая цепь случайностей – ведь потолок мог обрушиться и в такое время, когда в кинотеатре нет людей, но и банальный человеческий фактор.

    Сначала была нарушена технология строительства и допущены серьёзные отклонения от проекта, а курировавший строительство секретарь обкома посчитал, что это неважно. Затем автор проекта архитектор Зеленин не настоял на строгом соблюдении технологии, удовлетворившись справкой – отпиской, снимавшей с него формальную ответственность, хотя знал об опасности допущенных нарушений. А под конец не проявил должной настойчивости и директор кинотеатра Дмитрий Панков, заметивший, что со зданием происходит что-то неладное.

    С точки зрения безопасности (выживания) необходимо знать, что в местах массового скопления людей – в том же кинотеатре – при возникновении чрезвычайной (экстремальной) ситуации необходимо действовать быстро, без паники, используя личный опыт или рекомендации профессионалов, а таковые, как правило, всегда находятся.

    Так, присутствовавший в зале «Октября» в момент трагедии мужчина-фронтовик, видя оседающий потолок, успел крикнуть: «Головы вниз!» Те, кто услышал его и понял услышанное, большей частью всё-таки спаслись. Другие инстинктивно бросились к стенам – в проходы. Как они успели добежать, выскочить, многие и сами не могут объяснить. Но здесь, за колоннами, они тоже уцелели.

    Была и ещё одна причина, по которой случилось так много человеческих жертв: люди были в панике и не знали, как себя вести в этой чрезвычайной ситуации.

    Врач А. Выходцева спаслась, проползая даже не меж рядов, а под стульями. Одна из пострадавших рассказала: «Я лезла под плитами туда, откуда тянуло сквозняком и где должны быть двери».

    К сожалению, в настоящее время число аварий и техногенных катастроф в промышленных и общественных сооружениях не уменьшилось. К ним добавились ещё и чрезвычайные ситуации, связанные с террористическими актами. Поэтому стоит больше внимание уделять тематике грамотного поведения тех, кто оказался в месте массового скопления людей в замкнутом пространстве, где произошла чрезвычайная ситуация.

    Дмитрий Васильев
    журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни», № 4 (апрель) 2014, с. 55–57

    Добавить комментарий

    Защитный код
    Обновить

    РАЗМЕЩЕНИЕ БАННЕРОВ

    | Для лиц старше 16 лет

    -

    © Дмитрий Васильев 2016

    Шеф-редактор Ольга Васильева

    Использование, копирование, цитирование и размещение материалов портала разрешается при условии указания ссылки на сайт

    DMVV.RU ★ РОССИЯ И МИР ★

    Яндекс.Метрика
    Индекс цитирования