Мир стоит на плечах незаметных людей

    Генеральный директор кинокомпании «Родина» Ирина Мисанова рассказала мне о том, как кинокомпания стала лауреатом премии ФСБ, о формировании и развитии компании, а также о своих взглядах на проблемы патриотического воспитания

    – Ирина Николаевна, насколько весома Премия ФСБ среди профессионалов-кинематографистов?

    – В кинематографической среде это очень престижная премия. Вручается Премия ФСБ России за лучшие произведения литературы и искусства о деятельности органов федеральной службы безопасности. У меня сложилось такое впечатление, что организаторы конкурса – это разносторонние, интересующиеся люди, делающие свою работу добросовестно, поскольку, как я понимаю, они отсматривают весь созданный материал в сфере патриотического воспитания, и если работа трогает, не оставляет равнодушными, то приглашают поучаствовать в конкурсе, а затем эксперты распределяют призовой фонд.

    – В 2011 году на церемонии вручения премий ФСБ России в номинации «Телевизионные и радиопрограммы» творческий коллектив кинокомпании «Родина» получил Поощрительные дипломы и ценные подарки. За какую работу?

    – За документальный фильм «Охота на «Осу», – об одной из наименее известных операций, проведённых во время войны в Афганистане – захвате американского переносного зенитного комплекса «Стингер», что в переводе означает «жалящее насекомое», «жало».

    Многие эпизоды этой войны по-прежнему полны самыми невероятными слухами. Авторы фильма на основании документальных кадров и свидетельств очевидцев событий, комментариев участников операции из числа бывших советников КГБ, офицеров военной контрразведки КГБ и спецназа ГРУ, впервые рассказали том, как офицеры спецназа ГРУ привезли в Москву это сверхсекретное американское оружие.

    Фильм создавался при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и телеканала «Россия». Режиссёр фильма Александр Ладнов, автор сценария Сергей Барабанов.

    – Как родилась идея снять этот фильм?

    – Кинокомпания «Родина» создаёт фильмы о судьбах простых, сильных духом людей, совершивших бескорыстные поступки и порой даже не подозревающих о том, что они и есть самые настоящие герои.

    Основная задача наших проектов – способствовать патриотическому воспитанию населения, формировать у подрастающего поколения чувство гражданственности, приобщать к исторической памяти и долгу Родине. Поэтому, когда я читаю заявку или сценарий фильма, то прежде всего задаю вопрос: чему он учит? Какая от него польза обществу?

    В присланной мне Сергеем Барабановым заявке было всё, что нужно, чтобы создать такой фильм и показать зрителю героев сегодняшних дней, совершивших поступки в защиту чести и достоинства человека и государства.

    Это фильм о судьбах офицеров России. Речь в нём идёт об офицерах спецназа ГРУ. Они мужественно и честно, рискуя жизнью, выполнили свой долг, и все были достойны высокого звания Героя, но золотые звёзды не получили. Мы не могли остаться равнодушными к этому подвигу и создали фильм в целях справедливости, надеясь, что награда найдёт героев.

    Главное – научиться исправлять ошибки. И неважно, что они уже исторические, неважно, что они сделаны не тобой, важно их исправить. Так, 6 мая 2011 года Указом Президента Российской Федерации Сергееву Евгению Георгиевичу за совершение подвига, проявленные мужество, смелость и отвагу, присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

    – Почему именно этот подвиг офицеров ГРУ привлёк ваше внимание?

    – Это не просто подвиг. Это спасение тысяч жизней лётчиков, солдат, офицеров. Он открыл глаза всему мировому сообществу на войну в Афганистане.

    В начальный период войны в Афганистане Советская армия имела безоговорочное превосходство в воздухе. Самолёты и вертолёты доставляли необходимые грузы в гарнизоны и почти беспрепятственно наносили удары по обнаруженным отрядам моджахедов и караванам, которые везли оружие из Пакистана через знаменитый Хайберский проход. В результате деятельность отрядов боевиков была не столь эффективной, как хотелось бы их покровителям на Западе и Востоке. Имевшиеся у них на вооружении зенитные пушки «Эрликон» противостоять советским СУ-25 практически не могли. И тогда Конгресс США под давлением влиятельного лоббиста Чарльза Уилсона принял беспрецедентное решение. Он не только во много раз увеличил финансирование военной помощи афганской оппозиции, но и передал полуграмотным моджахедам 250 переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер» и три тысячи ракет к ним.

    Это было самое современное и секретное на тот момент оружие, которое американцы не передавали даже своим союзникам по НАТО. В Вашингтоне прекрасно понимали, сколь оно эффективно. Сегодня, четверть века спустя, американские военные скупают остатки тех самых «Стингеров» у бывших моджахедов за 150 тысяч долларов. Боятся, что непредсказуемые афганцы начнут сбивать ими уже американские самолёты.

    А тогда США без тени сомнения передали это оружие для борьбы против авиации страны, с которой поддерживали дипломатически отношения. Но уж очень велик был соблазн втянуть СССР в афганскую войну ещё сильнее.

    В качестве отступления: недавно вышли мемуары второго человека в тогдашней пакистанской разведке генерала Юсуфа, он лично отвечал за работу со «Стингерами». Книгу он назвал «Капкан для медведя».

    Итак, для советского командования и для лётчиков появление «Стингеров» стало как гром среди ясного неба. Пришлось менять весь режим и тактику полётов. Транспортные самолёты летали только ночью. Тем не менее, гибли и они. Один из них вёз печально известный «Груз-200». Именно тогда Александр Розенбаум и написал песню о «Чёрном тюльпане».

    Боевые машины перешли на режим полётов на предельно малых или предельно больших высотах. При таких условиях банду или караван в ущелье не обнаружишь и не уничтожишь. Боевики почувствовали себя вольготнее. В наших частях начали расти потери. Необходимо было любой ценой найти «Стингер», изучить его устройство и выработать тактику борьбы с ним. И доказать всему миру, что бородатые моджахеды воюют с нами не ружьями и пулемётами начала прошлого века, а современным американским оружием.

    На поиски «Стингера» были брошены все силы. Было официально объявлено, что первому, кто поймает «Осу», тут же вручат Золотую Звезду Героя. Общевойсковые части прочёсывали кишлаки и ущелья. Армейская разведка работала с агентурой из числа окружения моджахедов. КГБ искал по своей линии. Были установлены каналы и графики новых партий ракет, но караваны каждый раз ускользали от чекистов. «Осу» не поймать. А она продолжала жалить. Поиски вёл и 7-й спецотряд спецназа ГРУ (люди из этих частей сейчас иногда носят на лацканах пиджаков крошечное изображение летучей мыши – теперь можно, а тогда о прозвище бойцов говорили шёпотом и только в своём кругу, и, разумеется, никакие значков).

    Четыре месяца изнурительных рейдов. На вертолётах, БТР-ах и пешком. Они почти не заходили в кишлаки, они наблюдали, знали, что рано или поздно проклятая труба где-нибудь да проявится. Опыт искать и ждать у них был.

    Их прозвали «охотниками за караванами» – они неделями могли сидеть на горной тропе и ждать каравана с оружием. Сейчас ставка была куда выше. Изнурительные рейды принесли результат в январе, когда в горах стоят самые лютые морозы. Четвёрка вертолётов – два Ми-8 и два Ми-24 – вошли в ущелье и на дороге обнаружили пять мотоциклов. Мотоцикл в Афганистане – не столько средство передвижения, сколько роскошь, и владеть им могли только боевики.

    Завязался короткий бой. Очередями из пулемёта и неуправляемыми ракетами спецназовцы уничтожили экипажи мотоциклов. Те успели ответить двумя выстрелами из неизвестного оружия. К счастью, ракеты (а это были «Стингеры») прошли мимо. Видимо, не хватило времени на подготовку комплекса.

    Когда вертолёт с досмотровой группой приземлился, выяснилось, что к одному из мотоциклов был прикручен кейс типа «дипломат». Думали, что в нём важные документы. Но когда нашли также прикрученные к мотоциклу две трубы, которые им десятки раз показывали на инструктажах, поняли, что это очень важные документы. В дипломате находился полный комплект документов по «Стингеру», начиная от адресов поставщиков в Штатах и заканчивая подробной инструкцией по пользованию комплексом. И вполне мирная на вид труба, словно образец для преуспевающего коммивояжёра, рекламирующего свой товар.

    Военные обнялись, все знали, какой ажиотаж был вокруг «Стингеров». Когда доложили о ценном трофее, получили команду: не возвращаясь в отряд, лететь в Кандагар, где группу будет ждать самолёт из Кабула.

    – С какими чувствами вы шли на торжественную церемонию вручения Премии ФСБ?

    – Так сложилось, что меня ежегодно приглашают на данное мероприятие, и как правило, я принимаю участие в этом празднике. Проходит церемония всегда на высоком уровне. Организаторы каждый раз меняют сценический репертуар проведения и вручения премии. Поэтому вручение дипломов и подарков было для нас приятной неожиданностью, ведь мы знали, что наш фильм не по тематике конкурса. Хочу отдать должное жюри, они наградили не творческий коллектив в целом, а каждого лично. Это очень важно, поскольку автор, режиссёр, продюсер всегда остаются за кадром, и когда их труду отдаётся должное – это дорогого стоит.

    – В каких жанрах и форматах работает кинокомпания?

    – Сфера деятельности компании – производство документальных, художественных и телевизионных сериалов. Компания обеспечивает полный цикл работ, начиная со сценарной разработки и заканчивая реализацией прав на показ кинопродукции на телевидении (центральных, региональных и кабельных каналах).

    – Вы считаете, что посредством кино и телевидения можно сформировать у современной молодёжи патриотическое сознание?

    – Да, и не раз в этом убеждалась. Видите ли, маргиналам и космополитам патриотизм и любовь к Родине по определению чужды. Нормальным людям присущи патриотизм и гордость за свою Отчизну. На примере выдающихся сынов народа кинематограф учит, особенно молодёжь, любви к ближнему, воспитывает достоинство, гуманизм.

    Патриоты на Руси были всегда. Они увлекали массы на труд, на жизнь без рабства. Известно подвижничество многих учителей, врачей.

    Мы же в своих фильмах говорим о патриотизме не лозунгами, мы говорим о нём через судьбы людей. Как пример – один из наших фильмов «Преодоление темноты». Он рассказывает о судьбе Владимира Вшивцева, потерявшего в Афганистане зрение в расцвете лет, однако, не смирившегося с трагедией. Речь идёт о подвиге человека, который в сложных боевых условиях честно выполнил свой долг по защите государственных интересов своей страны. Через кинематограф он обращается к зрителям и рассказывает о трагедии афганской войны, о драме ветеранов, вернувшихся в другую страну, о судьбе инвалидов в нашей стране, преодолении того несчастья, которое ему пришлось пережить, о равнодушии чиновников и сострадании обычных людей. О своей истории любви, так как жену он никогда не видел, а она полюбила и вышла замуж за слепого человека.

    Статистика свидетельствует, что каждый десятый житель Земли – инвалид. Психологические и физические барьеры, с которыми на каждом шагу сталкиваются эти люди, нам, как правило, не знакомы. Проблемы, которые они испытывают, и людское равнодушие часто загоняют большинство из них в тесный мир собственной боли и ощущения ущербности.

    Этот фильм отвечает на важные вопросы, актуальные во все времена. Почему жить необходимо? Почему суицид – тяжкий грех? Разве можно призвать человека к необходимости жить? Распоряжается ли человек своим правом на жизнь и на смерть? Этот фильм направлен на патриотическое воспитание, пропаганду здорового образа жизни, физической культуры и спорта, духовно-нравственных и семейных ценностей. Главное помнить, что во все времена в жизни каждого человека есть место подвигу.

    Мир стоит на плечах незаметных людей, скромных, простых и таких, которые неспешно и талантливо делают своё дело. И сегодня так. И вчера. И завтра.

    – Над какими проектами вы сейчас работаете?

    – «Русский батальон» – о драматической судьбе группы советских людей, оказавшихся в годы Второй мировой войны на территории Словении и сражавшихся за свободу и независимость Отечества за многие тысячи километров от родной земли. Ими по сей день восхищаются словенцы разных поколений, память о них чтут в городах и сёлах этой страны.

    Ещё один очень интересный и сложный проект находится сейчас у нас в производстве – «Финансовая летопись России». В этом фильме на историческом материале мы постараемся ответить для зрителя на вопросы, касающиеся экономических механизмов преобразования российской государственности, формирования внутренней и внешней политики, выявить не всегда очевидную взаимосвязь развития финансовой систем страны с её историческим процессом.

    Беседу вёл Дмитрий Васильев

    «Воинское Братство», № 8 (81), 2012, с. 134–137

    Добавить комментарий

    РАЗМЕЩЕНИЕ БАННЕРОВ

    | Для лиц старше 16 лет

    -

    © Дмитрий Васильев 2016

    Шеф-редактор Ольга Васильева

    Использование, копирование, цитирование и размещение материалов портала разрешается при условии указания ссылки на сайт

    DMVV.RU ★ РОССИЯ И МИР ★

    Яндекс.Метрика
    Индекс цитирования