ВДВ никогда не подведут

    Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В. Ф. Маргелова – легендарное военно-учебное заведение, ведущее свою историю с 1918 года.
    О том, чем живёт сегодня РВВДКУ, о планах, касающихся развития учебного процесса, а также о патриотическом воспитании молодёжи и будущих офицеров рассказал начальник училища полковник (ныне генерал-майор) Анатолий Концевой.

    – Анатолий Георгиевич, прежде всего разрешите поздравить вас с назначением на должность начальника Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, состоявшимся в сентябре этого года. Какие задачи вы сегодня ставите перед этим легендарным военным учебным заведением?

    – Задачи перед училищем поставлены изначально. Самая основная – это подготовка высококвалифицированных кадров для подразделений, частей и соединений Воздушно-десантных войск, морской пехоты и бригад специального назначения.

    Для выполнения это задачи необходим индивидуальный подход к подготовке каждого курсанта, ведь из курсанта должен вырасти офицер, лейтенант, командир взвода, которому будет доверен как минимум 21 человек, подразделение, за которое он будет нести персональную ответственность.

    – В своём выступлении на недавнем учебно-методическом сборе руководящего, преподавательского состава, научных работников и командиров подразделений вы подчеркнули, что приоритетной задачей вуза на данном этапе является внедрение в образовательный процесс инновационных методов работы, поиск новых форм и способов подготовки высококвалифицированных офицеров и сержантов ВС РФ. Если не секрет, что это за инновационные методы?

    – Инновационные методы применяются для формирования умений и навыков в первую очередь на стационарной учебной базе. В их числе и соответствующие компьютерные программы, и совершенствование и создание нового обучающего программного обеспечения применительно к тактике действий Воздушно-десантных войск. Например, программирование учебного боя: оборонительного, наступательного, различного рода рейдовых действий.

    Это большая работа, которую необходимо выполнить. Для того, чтобы курсант не приступал к практическим действиям неподготовленным, необходимо изначально отработать соответствующие навыки на компьютерах, оснащённых обучающими программами. Следует понимать, что для формирования таких навыков необходимо внедрить комплексы, которые максимально бы приблизили процесс обучения к реалиям современного боя. Например, если мы отрабатываем на тактическом поле действия тактических подразделений, то они должны проходить под воздействием огня противника в условиях уязвимости объектов – поражаемости, наглядности. Надо создавать реальные объекты противника, на которых можно воевать не только учебными патронами, но и боевыми.

    Также необходимо использовать различные современные средства учебного поражения. Пока у нас таких обучающих систем нет, но их надо создавать. Тем более что этого же требует и Департамент образования Министерства обороны, который также является сторонником внедрения инновационных обучающих технологий.

    Мы уже сделали существенный шаг вперёд в совершенствовании огневой подготовки. Есть «умные» мишенные установки, которые реально обозначают действия противника на поле боя, передвигаются по полю – как лёгкие, так и тяжёлые мишени. Это позволяет создать нешаблонную тактическую обстановку для конкретного реального боя и, соответственно, использования средств огневого поражения.

    – 20 сентября училище посетил заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин и оставил в книге почётных гостей восторженную запись: «С восхищением посетил прославленное училище ВДВ. Почту за честь сделать всё от нас зависящее для поставки в Воздушно-десантные войска передовой военной техники и вооружений». А чем интересовался Дмитрий Олегович, о чём шёл с ним разговор?

    – Он сообщил, что давно хотел посетить наше училище. Его отец в своё время тесно общался с Василием Филипповичем Маргеловым – нашим легендарным командующим Воздушно-десантными войсками. И сам Дмитрий Рогозин, будучи ещё ребёнком, лично видел этого офицера – офицера с большой буквы. Соответственно, такое желание зародилось у него ещё с детства.

    Вопрос, который ему был более всего интересен – это развитие совместного сотрудничества по формированию тактико-технических заданий для создания новых видов вооружения и техники, обучающих средств. С тем, чтобы выпущенные по этим тактико-техническим заданиям изделия максимально соответствовали современному уровню ведения боя.

    Я, в частности, сказал ему, что в первую очередь нам хотелось бы видеть на боевой технике Воздушно-десантных войск современные прицелы и приборы наблюдения. Необходимы панорамные тепловизоры и хорошие прицелы с большим полем зрения, чтобы можно было эффективно наблюдать за полем боя.

    – А беспилотные самолёты-разведчики?

    – Сейчас идёт переоснащение. Поставлен специальный учебный класс, и мы приступаем к изучению беспилотных самолётов-разведчиков. Они бывают различного уровня, начиная с тактического батальонного звена, и заканчивая более масштабными. Использование беспилотных самолётов позволяет нам обозревать в реальном режиме времени обстановку на значительном расстоянии, не посылая разведку, или уже заранее знать куда её следует направить.

    – Вы сами заканчивали Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище в 1989 году. Насколько приятно, интересно и волнующе было вернуться сюда сначала в должности заместителя начальника, а теперь и начальника училища?

    – Нам всем, выпускникам нашего училища, приятно сюда вернуться. Я не скрою, что, наверное, большинство его выпускников считают Рязань своей второй Родиной. Училище дало нам путёвку в жизнь. Никто не жалеет о выбранной профессии. Наши командиры, преподаватели, начальник училища Альберт Евдокимович Слюсарь вложили в нас душу, сделали всё, что могли, для нашего становления как командиров взводов, лейтенантов. А дальше мы уже учились боевому опыту у своих старших наставников непосредственно во время вооружённых конфликтов и боевых действий.

    Вместе с тем хочу отметить, что училище было, есть и будет кузницей кадров ВДВ. Здесь живы боевой дух, направленность и заряженность на выполнение боевой задачи, преданность Воздушно-десантным войскам и их традициям. Всё это никуда не делось. Поверьте, у нас учится очень хорошая молодёжь, надо только её правильно направить, и она сделает всё для защиты нашей Родины. Воздушно-десантные войска  не подведут никогда.

    – В этом году впервые проводится Вахта Героев Отечества. И проводится именно в Рязани и на базе РВВДКУ. Какую роль вы отводите училищу в организации и проведении этого важного мероприятия? Как вы оцениваете его значимость?

    – Это знаковое событие. Мы не рассматриваем его, как разовое мероприятие и нацелены на то, чтобы проводить его ежегодно, и на примере Героев Советского Союза, Героев России построить определённую философию воспитания.

    Ведь что такое подвиг? Подвиг не означает, что человек готов пойти и просто так отдать свою жизнь, защищая Родину, – крикнуть лозунг и с этим лозунгом погибнуть. Подвиг – это осознанное решение выполнить боевую задачу, спасти жизни товарищей. Должно быть грамотное понимание, какую пользу принесёт тот или иной поступок. Некоторые этого не осознают. А ведь многие Герои, которые находились на грани выбора, совершая подвиг, остались живы, хотя могли бы и погибнуть. Но они перебороли себя, грамотно оценили боевой момент, не побоялись и выжили, выполнив задачу.

    Рязань и Рязанская область вообще богаты героическими традициями. Нет ни одной другой такой области, которая воспитала бы более 300 Героев Советского Союза только в Великой Отечественной войне. А в нашем училище с того момента, когда первые три его выпускника стали Героями Советского Союза в боях на Халхин-Голе в 1939 году, уже 125 Героев Советского Союза и Российской Федерации.

    – Мы здесь плавно подошли к следующему вопросу. Вы боевой офицер, прошли горячие точки, личным мужеством доказали правоту офицерского лозунга: «Жизнь – Родине! Честь – никому!» По вашему мнению, как человека не только с богатым военным опытом, но и опытом работы с молодёжью, насколько патриотическое воспитание на примерах живущих ныне Героев важно для формирования личности защитника Отечества?

    – Сегодня достаточно сложная ситуация. Раньше, в Советском Союзе, существовала стройная система патриотического воспитания. Затем её не стало. Не случайно сейчас Президент России Владимир Путин выступил инициатором создания новой стройной системы патриотического воспитания. Хотелось бы, конечно, её побыстрее создать и внедрить.

    Я считаю, что патриотическое воспитание не может быть само по себе, существовать как некий вырванный из контекста жизни элемент. Оно должно базироваться на устойчивой основе, начинаться с детства и заканчиваться уже в зрелом возрасте.

    Я читал книгу «Разведчик морской пехоты», написанную Виктором Леоновым, дважды Героем Советского Союза. Кстати, очень хорошая книга. Её первая часть посвящена хронологии событий, описанию боевых действий – как готовились, как воевали. А вторая, не менее значимая, часть посвящена тому, как в людях вырабатывалась готовность к подвигу. И, в частности, есть такой эпизод – сослуживец автора, который в первом бою испугался и, можно сказать, чуть не покинул поле боя, в дальнейшем тоже стал Героем Советского Союза. Он проанализировал произошедшее и принял для себя правильное решение. Люди не одинаковы, и невозможно заранее предсказать, как молодой человек поступит в той или иной стрессовой ситуации. Но в конечном итоге люди меняются.

    Мы благодарны клубам военно-патриотического воспитания, которые готовят молодёжь к военной службе, но этого недостаточно. Нужны более глобальные мероприятия. И та Вахта Героев, которую мы проводим – одно из новых звеньев в этой цепи. Она охватывает все школы и институты Рязани, естественно, и наше училище. Это уже настоящая масштабная военно-патриотическая акция, которая должна подтолкнуть молодых людей к пониманию самих себя.

    В дальнейшем мы будем настаивать на том, чтобы подобные мероприятия проходили во всех городах, куда могут приехать члены Российской Ассоциации Героев, взаимодействовать по этому кругу вопросов с Администрацией Президента России, командованием ВДВ, Российской Ассоциацией Героев, заинтересованными средствами массовой информации.

    – Кто для вас был и остаётся примером в жизни?

    – Трудно для себя найти идеал. Чтобы быть объективным, нужно знать человека лично. Есть много офицеров старших поколений, у которых я в жизни учился, с которых брал пример. Но идеальных, абсолютно совершенных людей трудно найти, потому что все мы не без недостатков. Но есть у каждого офицера некая особенность характера, подчёркнутый стержень.

    Судьбоносным для меня стал фильм «Офицеры», он повлиял на моё решение при выборе профессии – я увидел этот фильм, увидел десантирование и решил, что буду офицером-десантником. Впечатлил образ капитана Трофимова, которому после десантирования присваивают очередное воинское звание – майор.

    – Нынче не модно служить в армии. Но ВДВ – это особая статья. Кто сегодня приходит учиться в Рязанское училище? Сохраняются ли традиции и преемственность поколений?

    – У нас нет проблем с сохранением традиций. Они у нас, к счастью, изначально заложены и в училище с 1918 года, и в Воздушно-десантных войсках с 1930 года. Всё самое главное сделали наши деды, отцы, наши старшие товарищи. Нам остаётся только поддерживать, хранить и ни в коем случае не терять эти традиции. Это наша обязанность.

    И с поступлением в училище у нас никогда проблем не было. Приходят молодые люди со всех регионов. И на них приятно посмотреть – с каким рвением они стремятся сюда поступить. У нас организовано взаимодействие с военкоматами всех областей. И поверьте, молодёжь у нас очень хорошая, преданная службе Родине, независимо от всех проблем.

    – Что бы вы посоветовали тем, кто хочет стать курсантом Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища?

    – Самое главное – нужно правильно выбрать себе профессию и иметь желание достичь цели. Больше ничего не нужно. К нам все, кто хотел, поступили. Не с первого раза, так со второго, не со второго, так с третьего. А некоторые – и с четвёртого.

    Главное – поставить для себя задачу стать офицером, образцом служения и выполнения долга перед Родиной. Офицер для этого и служит, чтобы защищать Родину и её территориальную целостность.

    Беседу вёл Дмитрий Васильев
    Журнал «Воинское братство» № 7 (80), 2012, с. 82–87

    Добавить комментарий

    РАЗМЕЩЕНИЕ БАННЕРОВ

    | Для лиц старше 16 лет

    -

    © Дмитрий Васильев 2016

    Шеф-редактор Ольга Васильева

    Использование, копирование, цитирование и размещение материалов портала разрешается при условии указания ссылки на сайт

    DMVV.RU ★ РОССИЯ И МИР ★

    Яндекс.Метрика
    Индекс цитирования