В деле безопасности мелочей не бывает

    О современных угрозах безопасности государству, обществу и личности, способах их предотвращения, совершенствовании системы военно-патриотического воспитания рассказывает Герой России, ветеран Управления «В» ЦСН ФСБ РФ Вячеслав Алексеевич Бочаров.

    Герой России Вячеслав Бочаров

    Полковник Вячеслав Алексеевич Бочаров, ветеран Управления «В» («Вымпел») Центра специального назначения ФСБ РФ родился 17 октября 1955 года в г. Донском Тульской области. В 1977 году окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, в 1990 году – Военную академию им. М. В. Фрунзе, в 2000 году прошел переподготовку в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (муниципальное и государственное управление).

    С 1973 по 1998 год проходил службу в рядах Вооруженных Сил в Воздушно-десантных войсках. С 1998 по 2010 год – сотрудник Центра специального назначения (ЦСН) ФСБ РФ, заместитель начальника оперативно-боевого отдела.

    Участвовал в оказании интернациональной помощи в Афганистане. С 1999 года неоднократно выполнял боевые задачи по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований в Северо-Кавказском регионе.

    В 2004 году принимал участие в освобождении заложников в Беслане. Он одним из первых ворвался в захваченную террористами школу, не дождавшись огневого прикрытия своих товарищей, уничтожил нескольких боевиков и сумел эвакуировать более десяти женщин и детей. Во время этой операции был тяжело ранен. За проявленное мужество 11 октября 2004 года Указом Президента РФ В.А. Бочарову было присвоено звание Герой Российской Федерации.

    В 2010 году полковник В.А. Бочаров закончил военную службу. Сегодня он много внимания уделяет работе с молодежью в сфере патриотического воспитания, принимает участие в различных мероприятиях военно-патриотического центра «Вымпел», Союза ветеранов государственной безопасности, Российского детского фонда, которым награжден почетным званием «Рыцарь детства».

    О современных угрозах безопасности государству, обществу и личности, способах их предотвращения, совершенствовании системы военно-патриотического воспитания Вячеслав Алексеевич Бочаров рассказал Д. В. Васильеву.

     

    – Вячеслав Алексеевич, более 37 лет вы отдали военной службе, занимаясь практическими вопросами обеспечения безопасности нашего Отечества. Какие угрозы с точки зрения безопасности государства, общества и личности сегодня, на ваш взгляд, являются наиболее актуальными?

    – Против России ведется постоянная широкомасштабная подрывная деятельность. И результат этой деятельности уже виден невооруженным взглядом. К нашему поражению я отношу духовно-нравственную деградацию значительной части населения, развал экономики, коррупцию и преступность, снижение качества образования. Все это в значительной мере отражается на безопасности государства.

    Для существования государства, как самостоятельного субъекта, важно все. Недостаток любого жизненно важного ресурса, будь то продовольствие, топливо, лекарства, энергетика, неизбежно отразится на его безопасности. Даже не отвечающий современному развитию, интеллектуальный ресурс государства, приведет в конечном итоге к отставанию во всех высокотехнологичных отраслях. Большинство из этих угроз отражаются на национальной безопасности не сразу, они набирают своё отрицательное воздействие постепенно, но их разрушающая мощь огромна и порой непреодолима.

    Но, безусловно, самая явно выраженная угроза – это терроризм во всех его проявлениях. Терроризм рассматривается и квалифицируется в социально-политическом плане как один из наиболее агрессивных методов политической борьбы, а в юридическом – как разновидность особо тяжких преступлений против общественной безопасности и как опаснейшая форма подрывной деятельности против органов управления государством и его системы национальной безопасности. Терроризм в современном мире стал средством, инструментом для достижения геополитических целей, направленных в первую очередь на смену государственной власти через дестабилизацию обстановки в государстве. Для достижения своей цели террористические организации идут на все, их задача посеять страх, расколоть единство общество, вызвать недоверие к власти, а затем диктовать свои условия или захватывать власть. Убийства мирных граждан, уничтожение экономической инфраструктуры, захват заложников – это методы достижения целей, широко вошедшие в практику террористов.

    Человек, как личность, все время находится под каким-либо воздействием. Оно осуществляется через СМИ, государственные, общественные, религиозные организации и т.д. Это воздействие может быть положительным или отрицательным. В результате такого воздействия человек может стать достойным гражданином своего государства, а может стать и орудием для его разрушения. Примером такого воздействия являются события, происходящие в Северо-Кавказском регионе нашей страны. Молодые люди, прошедшие соответствующую идеологическую и религиозную обработку, пополняют ряды бандформирований, становятся смертниками. Они являются орудием исполнения чужих замыслов, целью которых является целостность Российского государства и его развитие.

    Самый разрушающий для государства эффект несет в себе негативное воздействие на молодежь в области морально-нравственного воспитания, сохранения культурных традиций, преемственности поколений. В результате формируется практически другой человек, для которого ценности его предков, даже его родителей, теряют свое значение. Ему все равно, в каком государстве он живет.

     

    – Что в первую очередь необходимо делать для предотвращения этих угроз?

    – Иметь всем понятную и принятую обществом государственную идеологию. Если нет понятного для всех направления движения, целей государственного развития, то нет и необходимой консолидации общества, всех его слоев. Если все мы живем сиюминутным, то будущее всегда вызывает тревогу, и возникает естественное желание любым путем минимизировать его возможные негативные последствия. Вся новейшая история России – это стремление поставить материальные ценности выше духовных. И это дает свои плоды – стяжательство, коррупцию, преступность, безнравственность, равнодушие к чужой беде. Нельзя ставить знак равенства между количеством получаемых денег и преданностью Отечеству. За деньги можно служить, работать, за деньги можно воевать, как это делают наемники, но за деньги нельзя умирать. Патриотизм за деньги не купишь. За деньги покупается предательство. Поэтому государство должно поставить воспитательную функцию граждан во главу угла. Правда, здесь есть один нюанс. Когда проектируется какая-то новая машина, то сначала составляется техническая документация, определяются параметры и требования, которым она должна отвечать. Так и воспитательный процесс не является уделом импровизации активистов-общественников. Должно быть четкое понимание – какой гражданин нужен государству: законопослушный или нет, творческий или нет, патриот или космополит. И, уже исходя из этого понимания, выстраивать всю работу по его формированию. Когда воспитательный процесс даст свои положительные результаты, большинство угроз будет минимизировано.

     

    – Вы много общаетесь с молодежью. Как вы оцениваете готовность современных допризывников к службе в армии? Что мешает им стать настоящими солдатами – защитниками Родины?

    – Я действительно много встречаюсь с молодыми людьми призывного возраста по линии Клуба Героев Москвы и Московской области, Российского Союза ветеранов Афганистана, Российского Союза десантников России, ДОСААФ. Большая проблема – плохое состояние здоровья молодежи призывного возраста. Но плохое состояние здоровья – это следствие. Причина же в том, что молодым людям не прививается потребность вести здоровый, активный образ жизни. Курение почти стопроцентное, употребление спиртных напитков, наркотиков…

    С другой стороны, часть СМИ до сих пор показывает про армию негативную информацию. Когда производитель выбрасывает на рынок новый продукт, то он в первую очередь проводит рекламную акцию, закладывая соответствующую статью расходов, если желает получить прибыль от его реализации. Почему же государство не пропагандирует службу в армии? Где заказанные художественные фильмы, где соответствующего рода литература, где романтика воинской службы? И где определенные и существенные льготы тем, кто в армии отслужил? Они есть в большинстве армий развитых государств. Негативное или позитивное отношение к службе в армии формируется. И этот процесс находится в сфере воспитания.

     

    – Для российского общества сегодня все более актуальной становится тема военно-патриотического воспитания молодежи. И главной проблемой здесь зачастую является формализм, использование устаревших стандартных подходов, которых ныне уже недостаточно для эффективного взаимодействия с современным подрастающим поколением. Я знаю, что вы много сил отдаете именно военно-патриотической работе. Какие формы и методы сегодня, на ваш взгляд, наиболее эффективны и востребованы временем?

    – В моей молодости даже термина «военно-патриотическая работа» не было. Зато был единый для всех государственный подход к воспитанию подрастающего поколения. В настоящее время всевозможных клубов и центров, где детей одевают в военизированную форму предостаточно. Но у каждого такого клуба своя идеология, своя направленность, собственное понимание принципов работы с подростками. Часто в этих клубах и центрах работают люди, не имеющие опыта работы с детьми. Все они варятся в собственном соку. И финансовой помощи от государства не получают, если не участвуют в получении грантов. Да и ответственности за свою работу не несут.

    В государственных общеобразовательных учреждениях воспитательный процесс поставлен не лучше. Вот конкретные примеры.

    2 сентября в этом году начинался учебный год. В этот день я был приглашен выступить с напутственным словом к учащимся строительного колледжа. Около 30 минут до начала торжественного мероприятия занимала музыкальная пауза. При этом звучала только иностранная музыка. Организаторы мероприятия не удосужились подобрать из обширного отечественного репертуара подходящие мелодии. Но есть известное выражение, что на улицах побежденных звучит музыка победителей. Во время представлений групп обучающихся по различным рабочим специальностям, обязательно озвучивалась информация о том, какая это высокооплачиваемая профессия. Получается, что детей должна привлекать в колледж не сама выбранная специальность, а только ее денежный эквивалент. И на этом делался акцент. Не думаю, что это было то главное, о чем нужно было говорить в первый день учебного года. После такого вступления трудно было напутствовать молодежь на свершения во имя своего Отечества.

    А на другой день – 3 сентября – отмечали памятную дату: «День солидарности в борьбе с терроризмом». Для России это день памяти трагедии в Беслане. Все общеобразовательные учебные заведения проводили соответствующие мероприятия. В период со 2 по 5 сентября я встретился с учащимися двух колледжей и трех школ, располагающихся  на территории Северного, Юго-Западного, Южного и Юго-Восточного округов г. Москвы.  Проводимые руководством учебных заведений мероприятия носили формальный характер. Говорилось несколько слов о том, чему посвящено мероприятие, затем следовали сценические номера с участием школьников. Вроде бы все нормально. Но практически никакой информации о самой борьбе с терроризмом, людях, которые ее ведут, не было.

    Работа по патриотическому воспитанию, а подобные мероприятия преследуют эту цель, не может быть эффективной, если не опирается на примеры, на рассказы о конкретных героях. Сегодня опрос учащихся любого возраста свидетельствует о том, что многие не могут назвать ни одной фамилии Героев Советского Союза, Российской Федерации, ни одной фамилии российского космонавта, выдающегося врача, ученого... А ведь такое знание и является тем фактором, который воздействует на сознание подростка – пример реального человека, живущего в одном с ним времени, а возможно и на одной улице.

     

    – Что, по вашему мнению, необходимо предпринять для улучшения ситуации в сфере военно-патриотического воспитания молодежи?

    – Требуется комплекс мер. Во-первых, необходимо выстроить эффективное государственно – общественное партнерство, создать систему, при которой государство и заинтересованные общественные организации взаимодействуют в целях решения задач по воспитанию молодежи.

    Во-вторых, надо использовать живые и интересные формы в воспитательном процессе.

    В третьих, следует особое внимание уделить воспитанию культуры, сохранению традиций, формированию чувства гордости за свою страну. Ведь многие дети не представляют Россию, не знают её прошлого и настоящего. Песни поют иностранные, фильмы смотрят иностранные, музыку слушают иностранную, русской классической литературы не читают, историю не изучают, практически никаких достижений русской научной мысли  не знают. Когда мы, взрослые, говорим ребенку о любви к Родине, то забываем об одном – любить можно только то, что знаешь. Проводя встречу в одной воинской части накануне Дня защитников Отечества, я спросил: «Вы служите в армии, вы защитники Отечества. А что такое в вашем понимании Отечество, Родина, государство? Со сколькими государствами Российская Федерация граничит, каковы размеры нашей страны, каково территориально-административное устройство»? Почти никто внятно не ответил. Когда я служил в советский период, такие вопросы не вызывали затруднения даже у солдат, призванных из самых дальних регионов.

    В четвертых, должен быть продолжен и усилен процесс по коренному и быстрому изменению работы СМИ, если мы хотим получить положительный результат в отношении духовно-нравственного состояния всех нас по отдельности и общества в целом. Многие СМИ убивают в людях все человеческое каждый день, каждую минуту. СМИ – это мощное воздействие на человека, они могут свести на нет любое самое благородное начинание. А ведь могут работать и на будущее России!

     

    – С 2007 года в России установлена новая памятная дата, отмечаемая 9 декабря – День Героев Отечества. А в прошлом году в Рязани впервые прошла Вахта Героев Отечества, инициатором которой вы выступили.

    – Герои в России есть, а вот памятная дата за все это время так и не стала по-настоящему значимой в деле воспитания молодого поколения. Мне приходится много выступать перед школьниками и студенческой молодежью, рассказывать о подвигах современников при исполнении воинского долга. И когда спрашиваешь их о том, знают ли они хоть что-нибудь о Дне Героев Отечества, в глазах видишь только удивление.

    В моем понимании, чтобы эта памятная дата выполняла свое предназначение, а любая памятная дата тем и знаменательна, что она что-то в себе несет для гражданина страны, в этот день все внимание СМИ, педагогических коллективов должно быть уделено именно Героям Отечества.

     

    – В чём ключевой смысл и каково содержание Вахты Героев Отечества, прошедшей в Рязани?

    – Это новое по форме и содержанию мероприятие было задумано мною не просто, как форма общения именитых выпускников Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища (военного института), а как продолжительная по времени своего воздействия Вахта Героев Отечества.

    В течение месяца, до 9 декабря – Дня Героев Отечества, Герои Советского Союза и России были постоянными гостями учебных заведений, принимали участие в передачах на телевидении, выступали по радио и на страницах печатных изданий. За три дня Вахты – с 11 по 13 ноября – они встретились со студентами двух Рязанских университетов, посетили 16 школ, провели встречи с курсантами училища и военнослужащими воинских частей Рязанского гарнизона. Рязань тоже подготовилась к встрече героев на своей земле. На въездах в город были установлены плакаты с портретами героев, а на остановках общественного транспорта была размещена информация о них и совершенных ими подвигах. О героях – рязанцах заблаговременно начали рассказывать СМИ. На различных площадках города выступили самодеятельные коллективы патриотической песни. Жители Рязани были ознакомлены с образцами военной техники ВДВ и техническими средствами МЧС. Они также смогли оценить строевую и физическую выучку курсантов училища и воспитанников кадетских классов, смоги пообщаться с героями и отведать каши с тушенкой, приготовленной в полевых кухнях. Все это создало особую атмосферу праздника.

    Акция «Вахта Героев Отечества» вызвала живой интерес, а руководители многих краев и областей России заявили о готовности проводить подобные Вахты в своих регионах в дальнейшем.

     

    – Вы принимаете участие в недавно стартовавшей программе военно-патриотического центра «Вымпел» «Антитеррор – голос юных, выбор молодых». В чём суть этой программы?

    – Эта программа была презентована в клубе Кремлевского полка осенью 2012 года. Она разработана военно-патриотическим центром «Вымпел» в рамках Межрегиональной комплексной программы патриотического воспитания молодёжи «Честь имею!», трижды удостоенной Гранта Президента Российской Федерации и осуществляется при содействии Национального антитеррористического комитета в поддержку целей и задач ФЦП «Антитеррор». Ее ключевыми задачами является содействие развитию у подрастающего поколения чувства патриотизма и готовности служению Родине, формирование навыков противостояния террористической угрозе, приобщение ребят к культурно-историческому наследию Отечества и этно-культурному своеобразию регионов.

    Говоря о сути программы, мы должны говорить о причинах, приводящих молодых людей в ряды бандитских формирований, о причинах, способствующих тому, что молодой человек вместо того, чтобы творить на благо людей и наиболее полно реализовать данные богом способности, идет на убийство людей и на самоубийство. Эта программа не может заменить деятельность государства в данном направлении, но она будет способствовать тому, чтобы подростки, выросшие в разных культурных традициях, в разных регионах страны, отличающиеся даже чисто внешне, через общение, через познание расширяли свой кругозор, приобретали друзей, познавали свою страну и начинали считать всю ее своей Родиной. Например, дети из республик Северного Кавказа приезжают в Москву по приглашению школы № 148, живут здесь, посещают музеи, места боевой славы. Учащиеся этой школы с ответным визитом едут на Кавказ и знакомятся с особенностями национальных культур проживающих там народов. Уже одно это способствует большему пониманию друг друга.

    Если взять форму работы ВПЦ «Вымпел» в виде проведения детских лагерей, то в них собираются ребята из разных мест. Более 100 лагерей проведено, от Дальнего Востока до Карелии. География лагерей – вся Россия. Через познание своей страны, через познание культур населяющих её народов, через демонстрацию разных путей самореализации как человека – творца, формируется идеология здравого смысла – как распорядиться своей судьбой для жизни.

    Важно, что молодёжные лагеря и экспедиции в рамках пилотного методического проекта «Антитеррор: голос юных, выбор молодых» проводятся при содействии ФСБ, ФСО, МВД, МЧС, ФСИН, ФССП России, Министерства спорта РФ и в тесном сотрудничестве с подразделениями специального назначения силовых структур.

    В ходе занятий, которые проводят квалифицированные воспитатели, прошедшие хорошую военную школу, ребятам рассказывают и показывают как необходимо вести себя в условиях возможного террористического воздействия. Конечно же, это не физическое противостояние террористам, для этого есть соответствующие силовые структуры, но проявление элементарной гражданской активности при обнаружении оставленных вещей, подозрительно ведущих себя людей возле подъездов, в местах скопления людей должно быть присуще каждому. Антитеррор – это в первую очередь активная жизненная позиция, направленная на созидание, на самосовершенствование, на развитие личности.

     

    – Если более подробно – какова практическая направленность этой программы, что она дает детям, педагогам, стране в целом?

    – Программа направлена на то, чтобы научить подрастающее поколение России XXI века миролюбию, взаимопониманию, уважению других народов, культур, религий, поиску мирных способов решения возникающих проблем. Это жизненно необходимо для того, чтобы помочь распутать клубок отчуждения, который во многом порождён невежеством, предрассудками и провоцирует напряжённость, опасность, насилие и конфликты. Важно вырастить поколение молодых, отвергающих экстремизм, ксенофобию, насилие, любые формы противоправного поведения. Важно оздоровить уровень потребительских запросов детей через воспитание познавательных устремлений, формирование цельного и волевого характера, развитие потенциала личности, приобщение к культуре.

    Программа нацелена и на то, чтобы ребёнок умел распознавать опасность, не стал жертвой экстремальной ситуации. Еще одной важной ее задачей является воспитание у молодёжи уважения к ежедневному подвигу сотрудников силовых структур, защищающих Конституционный строй России.

    Дети, участвующие в программе, получают уверенность в условиях нестабильности глобального мира, у них снижается уровня тревожности, исчезают социальные и коммуникационные страхи и фобии. Это происходит благодаря расширению кругозора, приобщению к ценностям человеческой цивилизации в условиях позитивного общения с ровесниками из различных регионов России, постижению национально-этнических культур. Формируется чувство единой межнациональной общности граждан Российской Федерации.

    России же в целом этот проект позволяет использовать инновационные, наиболее эффективные для каждой социально-адресной группы методы позитивного воздействия на умонастроения детей и подростков, распространять эффективные методики гражданской социализации юношества. Одновременно идет подготовка современно мыслящих кадров на основе знаний в области массовой, социальной, возрастной психологии и психологии личности, национальных отношений, конфликтологии, арт-технологий. Формируется и единое информационно-методическое пространство, укрепляется межрегиональное взаимодействие с целью снижения остроты террористической угрозы. В целом все эти положительные факторы усиливают эффективность целостной и многоуровневой системы противодействия терроризму.

     

    – Вы являетесь Президентом фонда «Солдаты XXI века против войн». Чем он занимается, каковы его цели и задачи?

    – Основная уставная цель фонда «Солдаты XXI века против войн» – оказание помощи инвалидам военной службы, то есть благотворительная.

    Иногда спрашивают: как же так – солдаты и против войны? Да, именно солдаты против войны. Название фонда говорит не о том, что люди, работающие в нем – пацифисты. Оно напоминает, что все войны всегда начинают политики. А воюют, погибают, получают ранения и увечья солдаты. Ведь армия любого государства – это государственный институт, подчиненный воле государства в лице его руководства. Никто из тех, кто носит погоны, не хочет воевать. Мы хотим об этом заявить даже названием фонда. Войны несут смерть и увечья.

    И именно солдаты потом стучатся во все двери с просьбой о помощи и зачастую ее не получают. Разве могут они при этом быть за войну? Конечно же, нет. Но это вовсе не значит, что в случае прямой угрозы независимости России они не исполнят свой долг.

    Мы разрабатываем практические программы для инвалидов боевых действий. Наша задача – сделать благотворительность доступной и эффективной. Она должна быть не в виде «рыбы», а в виде «удочки». Мы хотим, чтобы инвалиды боевых действий не сидели дома, а занимались активной деятельностью, имели активную жизненную позицию и могли реализовать себя в этой жизни, ведь в основном все они – молодые люди.

    Очень важной задачей, стоящей перед фондом, является непосредственная работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Мы проводим множество встреч и мероприятий с участием заинтересованных структур и организаций, тем самым выполняем государственную программу патриотического воспитания граждан России и работы с молодежью.

     

    – Что бы вы посоветовали подрастающему поколению с точки зрения соблюдения элементарных основ безопасности?

    –  Ничего нового я не скажу. Безопасность – это значит отсутствие опасности. Следовательно, чем бы человек ни занимался, он должен это делать в комфортной для себя и окружающих обстановке. Вот и надо учиться умению создавать эту комфортную обстановку, в которой опасность для себя и окружающих сведена к минимуму. Все, что не укладывается в рамки безопасности, относится к разряду экстремального. Я не понимаю людей, которые сами специально создают себе экстремальные ситуации в обычной, не связанной с профессией, обстановке.

    Чтобы познать себя, не надо кататься на крышах вагонов метро или электричек. Это приведет к гибели или увечью. Ведь, например, чтобы опуститься на дно самой глубокой Марианской впадины глубоководный аппарат имел надежную, гарантирующую выживание конструкцию и приемлемые условия для работы. Если же, обнаружив забытый или оставленный кем-то специально в людном месте пакет, человек стремится сначала заглянуть в него, то не исключена возможность оказаться жертвой чьего-то злого умысла.

    Жизнь – хрупкая штука и относиться к ней надо бережно. Трусость и осторожность – это не одно и то же. Поступать по рассудку, а не быть безрассудным – вот что должны понять подростки.

     

    – И в заключение, расскажите, пожалуйста, насколько возможно, об операции в Беслане по освобождению заложников. Вы были тяжело ранены и даже некоторое время числились пропавшим без вести. Что именно произошло?

    – В составе Центра специального назначения ФСБ России я принимал участие в освобождении заложников в городе Беслане 1 – 3 сентября 2004 года. Я командовал одной из оперативно-боевых групп ЦСН. Два дня мы вели разведывательные мероприятия по периметру школы. Изучали скрытные подступы к ней. Никто не планировал силовым путем разрешать эту ситуацию, активно велись переговоры с бандитами. Но 3 сентября в 13.00 раздался первый взрыв внутри школы, за ним последовал второй. Ситуация требовала немедленного реагирования, чем быстрее будут ликвидированы бандиты, тем меньше жертв будет со стороны заложников. Про свою жизнь мы не думали, это наша работа. Каждая группа действовала в соответствии с заранее определенной задачей и со своего направления. Забаррикадированные мебелью окна не позволяли видеть противника и вести прицельный огонь. У нас принцип: «Не вижу – не стреляю». Кроме того, перед школой было открытое пространство, простреливаемое бандитами.

    Когда я вошел в спортзал, то увидел перед собой слоями лежавших друг на друге детей и женщин. Некоторые из них подавали признаки жизни. Спортзал простреливался боевиками со второго этажа. Я ползал, вытаскивал в раздевалку живых. Потом, доложив по радио обстановку, пошел работать дальше по школе. В один из моментов боя в ходе огневого контакта получил тяжёлое ранение в голову: пуля вошла в голову под левым ухом и вышла под левым глазом. Были раздроблены кости черепа, изуродовано лицо. Первое время числился в пропавших без вести, а в ряде публикаций был назван в списке погибших. Однако через несколько дней я пришёл в себя в госпитале Владикавказа и написал свою фамилию врачам. После выздоровления я продолжил службу в составе своего подразделения до октября 2010 года.

    Беседу вёл Дмитрий Васильев

    Добавить комментарий

    РАЗМЕЩЕНИЕ БАННЕРОВ

    | Для лиц старше 16 лет

    -

    © Дмитрий Васильев 2016

    Шеф-редактор Ольга Васильева

    Использование, копирование, цитирование и размещение материалов портала разрешается при условии указания ссылки на сайт

    DMVV.RU ★ РОССИЯ И МИР ★

    Яндекс.Метрика
    Индекс цитирования