Турция. И дольше века длится операция…

    По многочисленным просьбам читателей моего Твиттера @dmvv2015 и в связи с текущей ситуацией я в качестве единственного исключения публикую данный материал четырёхлетней давности, автором которого не являюсь – только редактировал. В сети его нет. Информация открытая.

    Весьма непросто вычислить и обезвредить террориста-одиночку. Ещё сложнее – группу, подчинённую некоей цели и направляемую хорошо подготовленным центром. Притом из-за рубежа. Что же говорить об идеологическом терроризме, который, подобно свету дня, приходит на рассвете, уходит на закате. Но, в отличие от чистого и светлого солнечного луча, то, что называет себя Нур – «Свет» – таковым не является. Способен и при дневном истинном свете, и в зыбком отблеске холодной Луны производить то впечатление, какое нужно. Кому? – вопрос. Какое впечатление? – А вот это можно сказать чётко и определённо 

    Изменяя свет и мрак, искажая пропорции истины и подменяя веру доверчивостью, манипулировать людьми стремятся личности с огромным амбициозным настроем.

    Создать некое единство исламских народов мира пробовали разные проповедники ислама с VII–VIII века и до наших дней. Но это не срабатывает. А усилить чисто националистический фактор? Это ближе. Ещё во времена Османской Турции, многовекового «друга – врага» Российской империи, были попытки некоей общей идеей сплотить все тюркские народы от Малой Азии (Турции) до Чукотки и Эвенкийских тундр и лесов, до Алтая и Гоби. Это уже «захватывало душу», грело сознание. Ведь Атилла, по представлениям той эпохи, тоже был тюрком, а гений Чингисхана покорил мир или, по крайней мере, стремился к этому. Власть тайная и явная, Сила и Тень страха, бегущая за спиной каждого, кто не турок-тюрок, – вот что изначально лежало в идеях Великого Турана и стало боевой догмой, в том числе и определённой части современных исламских идеологов и практиков. Но об этом ниже…

    В 1877 году, в разгар русско-турецкой войны, в деревушке Нурс близ озера Ван, что в Восточной Анатолии, родился мальчик. Четвёртый из семи детей в семье, как он сам позже утверждал, сайида, то есть прямой потомок пророка Мухаммада, суфия – члена жёсткого мусульманского ордена Накшбанди. Мальчика назвали Саид Нурси, позже к этим именам присоединилось прозвище Бадиуззаман.

    Курд по этническому происхождению, Саид Нурси последствии стал провозглашать свою «особость», а будучи человеком исключительно талантливым, он быстро понял две главные для своей будущей доктрины вещи: опираться необходимо на тюркоязычное население Восточной Анатолии (там была резня армян в 1915 году), «русского» Кавказа (там всегда было достаточно тех, кого раздражала власть русских) и на бескрайнюю Сибирь. Надо отметить, что уже тогда, в 1910-е – 1920-е годы Саид Нурси выделял Поволжье и Урал как объекты особого внимания для своих проповедей.

    Саид Нурси

    При этом, по взглядам Саида Нурси, мирный ислам – слабое оружие. Нужна беспощадность к «неисламу», и это объединит тех, кто хочет быть сильным. Значит, необходим ислам особого сорта… в его, Нурси, трактовке.

    В сентябре 1914 года Бадиуззаман добровольно вступил в турецкую действующую армию в качестве полкового муфтия – толкователя религиозно-юридических вопросов. С 14 ноября 1914 года он встал, как сам говорил, «на путь джихада против русских» и уже не сошёл с него.

    Свой путь – джихад – он реализовал через разведслужбу турецкого Кавказского фронта. Главной целью Саида Нурси являлось «освобождение мусульман Кавказа и тюрок Азербайджана и Туркестана от российского «ига», освобождение Афганистана и Ирана от иностранного влияния и превращение их в независимые мусульманские государства».

    В деятельности Саида Нурси по созданию ячеек боевиков-единомышленников под прикрытием совместного изучения коранических текстов контрразведка отмечала особую опасность для всего Кавказа и даже Поволжья.

    В июне 1917 года Саид Нурси и его группа попали в плен к российским войскам. Нурси оказался в общем лагере турецких военнопленных в Костроме. Именно во время пребывания в Костроме он преисполнился идеями обратить в свою пылкую веру «светоносности» как можно больше ортодоксальных мусульман-татар.

    Весной 1918 года Нурси бежал из лагеря. Без знания русского языка, без денег и документов, через охваченную гражданской смутой Центральную Россию, он добрался до Стамбула. Его вера в свою исключительность окрепла.

    В те нелёгкие месяцы пребывания Саида Нурси в плену, а также его перехода через Россию и часть Европы на родину, окрепла и его убеждённость в том, что путь к свободе духа своего и всего тюркского исламского мира лежит через жёсткое, чётко организованное сообщество товарищей по тайной войне, к которой он успел приобщиться.

    На начальном этапе своей деятельности членами секты Нурси писались и публиковались богословские работы. Находясь в стамбульском подполье, он пришёл к чёткому осознанию себя шахидом, мучеником за веру. Причём, по его словам, «путём открытой работы, состоящей в публикации книг и проповедей религиозного содержания, и тайной – в вооружённом подполье».

    «Я готов к смерти, – говорил он в 1920 году, но прежде чем погибнуть самому, я успел бы убить десятерых врагов».

    Так сформировался Бадиуззаман Саид Нурси – двуликий толкователь строк священной Книги, призывающей мусульман к согласию и миру, и опытный боевик-террорист. С того момента началось становление религиозной секты, носящей в наши дни название «Нурджулар».

    Следующие 40 лет жизни Саида Нурси были посвящены реализации своего потенциала нелегала-пропагандиста и организатора широкой сети сподвижников – нурджистов. Он постоянно преследовался властями новой Турции, ибо занимался конспиративной деятельностью против светского кемализма. Фактически он был организатором политического ислама с прицелом преимущественно на сопредельные страны с тюркским населением. Многие годы Саид Нурси провёл в ссылках и тюрьмах по приговору турецких властей.

    Идеи Саида Нурси, его ставка на подпольную деятельность, собственная трактовка Корана, особенно так называемых «смутных», неясных мест Книги, получили развитие и углубление в условиях распространения в мире политического ислама начала XXI века и укрепления негласных структур радикальных исламистов.

    В 1960 году Саид Нурси умер, но семена его религиозно-националистических идей успешно начали прорастать на благодатной почве турецкого национализма. Его ближайшими учениками в городах Турции были организованы курсы по изучению собрания его сочинений «Рисале-и Нур», которые переписывались от руки. Особое внимание привлекли его методики конспиративного исламского радикализма.

    Выделилось несколько идентичных, структурно обособленных направлений секты по сетевому принципу, возглавляемых учениками Нурси – Мустафой Сунгуром, Мехметом Курдоглу и другими.

    В 1970 году радикальные идеи Нурси по установлению шариата активно стал проповедовать имам мечети в Измире Фетхуллах Гюлен Хаджи эфенди. В родной Турции, светской республике, он неоднократно привлекался к уголовной и административной ответственности за пропаганду исламизма. В соавторстве с другими последователями Саида Нурси Ф. Гюлен издал устав «Рисале-и Нур», регламентирующий все сферы жизни адептов, а также необходимость применения ими мер конспирации.

    Была создана мощная, вертикально структурированная организация его последователей, ориентированных на наследие Нурси и написанные самим Ф. Гюленом произведения. Модель развития ячеек «Рисале-и Нур» под его кураторством с начала 1970-х годов имеет ряд характерных особенностей, которых не было у прямых последователей Саида Нурси, типа М. Сунгура: чёткая иерархичность, строгая дисциплина, наличие тайного устава, нацеленность на работу со СМИ и банковскими структурами Турции, Ближнего Востока и других регионов.

    В турецких газетах отмечается, что при премьер-министре Турции Тургуте Озале, при его покровительстве и поддержке были осуществлены важные капиталовложения в созданные «нурджистами» исламские просветительские учреждения. Гюлен выходил на первый план как звезда турецкого делового мира и мира исламского просвещения.

    Фетхуллах Гюлен

    Полиция недолго оставляла его без внимания. В 1971 году Фетхуллах Гюлен, тогда проповедник в одной из мечетей Измира, был осуждён на три года за деятельность, направленную на создание в Турции теневого государства, основывающегося на религии, – речь шла об активизации общества «Нурджулар» – «Светоносцы». В приговоре отмечалось, что одна из целей нурджизма – показать молодому поколению Ататюрка как врага религии и создать режим, опирающийся на религию.

    В связи с этим хотелось бы сделать одно небольшое отступление. Вольно или невольно, но нурджисты используют в качестве самонаименования название «светоносцы» – имя, которое в христианской традиции принадлежит Сатане – Люциферу. Люцифер в переводе с латыни и означает «Светоносец» («Несущий Свет», - прим. Д.В.)

    13 сентября 1980 года военные предприняли ещё одну попытку арестовать Гюлена, но ему удалось скрыться из Измира в Эрзурум. В 1986 году Фетуллах Гюлен был задержан силами безопасности, однако при поддержке своих высокопоставленных покровителей освобождён.

    Ещё в 1997 году правительство М. Йылмаза приняло решение об усилении ответственности за нарушение «кодекса о ношении светской одежды и участии в происламских митингах». Действия «Нурджулар» прокуратура охарактеризовала как направленные против Конституции Турции, в связи с чем в 1999 году вынесла постановление о запрете на её деятельность.

    В 2000 году федеральный прокурор страны предъявил Ф. Гюлену обвинение в попытках изменения конституционного строя Турции. Неоднократные апелляции (последняя в октябре 2007 года) отклонялись по причине того, что турецкая прокуратура стояла на позициях светской Турции.

    Уставший от преследований турецких правоохранительных органов лидер «Нурджулар» нашёл приют в США, где скрывается в течение многих лет и активно сотрудничает с ЦРУ, ФБР и Госдепартаментом. Отметим, что попытки Гюлена получить «зелёную карту» увенчались успехом только после фактически открытой поддержки со стороны ЦРУ США. «Поручителями» лидера секты выступили два ветерана этой организации: Грэхэм Фулер, с которым М. Гюлен имеет личные контакты ещё с того времени, когда этот американец возглавлял резидентуру ЦРУ в Кабуле, и Дж. Фидас, который отвечает в «конторе» за контакты с научными, аналитическими университетами и фондами.

    Тем не менее, несмотря на ограничения, наложенные в Турции на деятельность секты как угрожающей светским устоям государства, «Нурджулар» продолжает пользоваться негласным покровительством части высоких государственных и политических деятелей Турецкой Республики. При этом, поощряя и направляя «просветительскую» деятельность секты за пределами Турции, где «движение» реализует идею тюркского превосходства и необходимости объединения исламского мира под эгидой Анкары с конечной целью создания «чистого государства» на основе «просвещённого шариата», власти Турецкой Республики одновременно преследуют цель снижения активности секты в собственной стране.

    С приходом к власти правительства Р. Эрдогана позиции «Нурджулар» на территории стран проживания мусульманского и тюркоязычного народов значительно усилились. Внесены поправки в законодательство, на основании которых в мае 2006 года Ф. Гюлен был частично оправдан. Таким образом, несмотря на все запреты и уголовные дела, идеи Нурси – Гюлена пользуются на исторической родине значительной популярностью.

    Задача его последователей – сбор информации в политической, экономической, межконфессиональной и других сферах в регионах и государствах, где проживают тюркоязычные народы, а также внедрение и дальнейшее продвижение своих адептов в органы власти и управления как Турции, так и стран СНГ, том числе России.

    В настоящее время структуры «Нурджулар» действуют в 65 странах мира. По сведениям Главного командования Вооружённых сил Турции, число их последователей достигает 4 миллионов человек.

    Секта является многоуровневой, чётко структурированной организацией. Её деятельность носит конспиративный характер, что привело к формированию своего рода внутренней спецслужбы, располагающей банком данных на всех членов движения и занимающейся, в частности, выявлением агентуры национальных спецслужб и правоохранительных органов. Каждого нового члена предупреждают о необходимости сохранения в тайне факта своей принадлежности к секте.

    «Нурджулар» хорошо обеспечена, пользуется широкой поддержкой в суннитских кругах арабского мира. Имеется информация о связях секты с фундаменталистскими центрами в Саудовской Аравии и других арабских государствах, о причастности руководства «Нурджулар» к финансированию и оказанию иной помощи бандформированиям, действующим на территории Северокавказского региона РФ, и к подготовке террористов-смертников.

    В настоящее время совокупный капитал секты составляет более 50 миллиардов долларов, что даёт основание предполагать искусственное вливание денежных средств в развитие структур нурджистов, а также возможную причастность «Нурджулар» к высокодоходным незаконным видам бизнеса (наркотрафик, торговля оружием).

    Секте принадлежит сеть банков, холдингов, средств массовой информации и т. д. Ряд крупных турецких печатных и телевизионных СМИ (информационное агентство «Ихлас хабер Ажансы», газеты «Заман» и «Тюркие», телеканал «TGRT» и др.) проводят широкомасштабную пиар-кампанию в интересах «Нурджулар».

    Особое внимание «Нурджулар» уделяет пропаганде исламских и пантюркистских идей в различных странах путём создания подконтрольных светских и религиозных учебных заведений различного уровня. «Нурсисты», а теперь нурджисты, фактически со времён Первой мировой войны и по сей день «осваивают» территории целого ряда государств Центральной Азии, Закавказья, субъектов Российской Федерации, где проживают тюркоязычные народы. Всего с начала 1990-х годов миссионеры «Нурджулар» развернули за пределами Турции более 500 официально считающихся светскими учебных заведений, в которых в равной степени преподаются общеобразовательные и религиозные предметы.

    В нашей стране под эгидой «Нурджулар» открыто более 20 учебных заведений. В ходе «образовательного» процесса учащиеся подвергаются протурецкой обработке, для наиболее способных из них организуются выезды в Турцию за счёт средств фондов, перед ними строятся перспективы получения высшего образования за границей.

    Турецкие преподаватели отдают приоритет изучению турецкого и английского языков, заявляя о ненужности русского. В обучении используются турецкие учебники, для которых характерны идеологическая ангажированность и гипертрофированный национализм, пренебрежительное отношение к фактическому материалу. Общий уровень получаемых в лицее знаний не позволяет большинству обучающихся без дополнительной подготовки и задействования связей своих родителей поступить в российские вузы. Вследствие этого отдельные учащиеся вынуждены дополнительно заниматься с репетиторами.

    По оценкам специалистов, уровень обучения в турецких лицеях не соответствует стандартам российской средней школы.

    Турецкие преподаватели целенаправленно занимаются изучением моральных и личных качеств лицеистов и их близких родственников, практикуют посещение их по месту жительства, налаживание межличностных отношений. По имеющимся данным, на каждого учащегося составляется регулярно пополняющееся досье, в котором отражаются сведения о социальном положении его родителей, способностях самого ученика, его успехах в учёбе, морально-психологических особенностях личности, эволюции взглядов на политический ислам и на Турцию.

    Отобранным в результате такой «селекции» и подвергнутым особо интенсивной пантюркистской обработке учащимся создаются условия для дальнейшего поступления в светские и религиозные учебные заведения Турции за счёт средств подконтрольных «Нурджулар» фондов и фирм. При этом направляемая на обучение в Турцию молодёжь сразу попадает под влияние местных активистов секты, контролирующих сам процесс обучения и вопросы организации быта студентов, их материального обеспечения.

    В настоящее время в Турции обучаются несколько сотен российских граждан. В их сознание последовательно внедряется идея о том, что северокавказские и поволжские народы России являются потомками тюрок, и в связи с этим необходимо их объединение в единое тюркское сообщество под эгидой Турции. Для достижения этой цели им даётся установка на продвижение в будущем на ключевые посты в органах власти и управления, правоохранительной системе, общественно-политических организациях, экономике, науке, СМИ и т. д.

    По некоторым данным, структуры нурджистов сыграли большую роль в Косове, организовав в регионе через сеть созданных там турецких средних и высших учебных заведений агрессивную панисламистскую обработку албанской молодёжи в духе радикальных сепаратистских идей. Аналогичные процессы по формированию протурецки ориентированной и перспективной молодёжи в настоящее время «Нурджулар» инициирует в Крыму, Татарстане, ряде других регионов с преобладающим тюркоязычным населением.

    При участии этого течения в Германии, Швейцарии, Нидерландах, на Ближнем Востоке и в Африке открыто значительное количество школ, лицеев, больниц, радиостанций и газет. В Центральной Азии работают 128 лицеев нурджистов. Оснащённость учебной базы этих образовательных учреждений обеспечивается во многом разветвлённой сетью специально созданных коммерческих предприятий.

    В Российской Федерации движение «Нурджулар» имеет целенаправленный и чётко структурированный характер. За каждым регионом страны закрепляется тот или иной фонд или фирма, которые являются ответственными за распространение в нём идеологии секты. Вся территория России фактически поделена между структурными подразделениями на секторы.

    «Нурджисты» покупают в России недвижимость, которая превращается, по сути дела, в явочные квартиры, где в условиях общежития негласно собирается молодёжь, и где проходит религиозное воспитание и обучение. В качестве религиозной организации эта секта не регистрируется, поэтому трудно отследить составляющие её деятельности.

    Особую активность на российском направлении проявляют такие некоммерческие организации, как «Платформа диалог Евразия», Фонд «Евразийский диалог», «Российско-Турецкая Ассоциация предпринимательства и дружбы».

    Работа подобных организаций контролируется руководящими функционерами «Нурджулар», которые регулярно совершают инспекционные поездки по российским регионам. Помимо инспекций они занимаются непосредственно и проповеднической деятельностью, осуществляя религиозный инструктаж сотрудников открытых сектой фирм и фондов, а также выступая перед российскими гражданами.

    Известно, что собрания членов и сторонников «Нурджулар» проходят группами по 12–20 человек еженедельно под руководством одного из функционеров. В качестве мест проведения таких мероприятий, как правило, выбираются квартиры членов секты, реже – офисы турецких фирм. В ходе собраний члены «Нурджулар» читают Коран на турецком языке (а не на арабском, как положено), наставник трактует отдельные его положения, причём комментарии зачастую отходят от догм ортодоксального ислама. Наряду с обсуждением религиозных вопросов затрагиваются «житейские» проблемы, с которыми сталкиваются все жители России.

    По оценкам специалистов, в настоящее время существует реальная перспектива возвращения в Россию сотен мусульман-проповедников, ранее направленных под эгидой «Нурджулар» и других мусульманских организаций (без какого-либо контроля и участия со стороны государства) для подготовки в зарубежные исламские центры и религиозные учебные заведения. Как правило, их обучение имеет ярко выраженную антироссийскую направленность и преследует цель объединения всех мусульман для противодействия «экспансии России на истинно исламской территории». Большая часть из них, по-видимому, вернётся назад с чётко оформившимися установками на захват лидирующих позиций в мусульманских общинах и организациях и проведение антиконституционной деятельности.

    Кстати, в феврале 2012 года депутат турецкого парламента от Народно-республиканской партии Энсар Огут, выступая на турецком телеканале TV8, заявил следующее: «Когда я выезжал в Россию, я посещал открывшиеся там турецкие школы, созданные по инициативе Фетхуллаха Гюлена. Я уверен в правильности проводимой Гюленом деятельности! Осуществляемая им работа мне импонирует. В этих школах ученики говорят на турецком языке, поют турецкий гимн, изучают биографию Ататюрка. Эти дети в скором будущем станут государственными деятелями, которые будут совершенно по-другому смотреть на Турцию. Я с приветствием одобряю это учение, которое преподаётся иностранным детям».

    Уже сейчас это вызывает серьёзные опасения, в том числе у значительной части мусульманского официального духовенства и верующих, поскольку может привести к нарушению единства российских мусульман, размежеванию мусульманских общин по национальному признаку, что противоречит самому духу исламской уммы, отвергающей по заветам пророка Мухаммада и сунны рознь среди правоверных.

    Деятельность структурных подразделений «Нурджулар» является фактически турецкой идеологической экспансией в российские регионы. В ближайшей перспективе это может привести к созданию условий, при которых филиалы «Нурджулар» станут фактором, способным серьёзно влиять на общественно-политическую и экономическую ситуацию в российских регионах.

    В сентябре 2007 года вступило в законную силу решение Коптевского районного суда САО города Москвы о признании литературы основателя секты С. Нурси, изданной московским фондом «Нуру Бади», экстремистской и о запрещении её распространения на территории Российской Федерации.

    10 апреля 2008 года Верховный суд Российской Федерации признал «Нурджулар» экстремистской организацией, её деятельность запрещена на территории России.

    Под названием «Нурчилар» («Фатхуллачилар», от имени Фетхуллаха Гюлена) секта включена в перечень террористических и религиозных экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств – членов организации «Центрально-Азиатское сотрудничество»: России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.

    Незримое и жёсткое отстаивание интересов всего российского общества, его национальных традиций, верований и убеждений всех граждан в соответствии с принципами, заложенными в Конституции Российской Федерации, продолжается…

     

    Владимир ИВАНОВ

    Журнал «Воинское братство» №3, 2012, с. 132 – 137

     

     

     

     

    Добавить комментарий

    РАЗМЕЩЕНИЕ БАННЕРОВ

    | Для лиц старше 16 лет

    -

    © Дмитрий Васильев 2016

    Шеф-редактор Ольга Васильева

    Использование, копирование, цитирование и размещение материалов портала разрешается при условии указания ссылки на сайт

    DMVV.RU ★ РОССИЯ И МИР ★

    Яндекс.Метрика
    Индекс цитирования